Пульс отрасли

ВРЕМЯ НЕСТАНДАРТНЫХ РЕШЕНИЙ


Яркие модели, новые игроки и прежние вопросы – COMvex’2025

Пульс отрасли

ВРЕМЯ НЕСТАНДАРТНЫХ РЕШЕНИЙ

Яркие модели, новые игроки и прежние вопросы – COMvex’2025

Андрей ФИЛИППОВ, фото автора и Sigma Expo Group

Характерная черта каждой выставки COMvex – появление угрозы отечественным производителям в новом сегменте. В этом году китайцы решили плотно зайти в сегмент карьерных самосвалов. Причем с идеями, которые у нас даже не предлагаются...
Карьерные самосвалы
Самый яркий пример – самосвал JUNTON с колесной формулой 8х6. Несмотря на то что автомобиль выглядит как сцепка из 2-осного тягача и самосвального полуприцепа, на самом деле это не так. По факту перед вами сочлененный грузовик, состоящий из двух частей. Первая, с кабиной, двигателем и остальными агрегатами, водружена на шасси с колесной формулой 4х2 с передними управляемыми колесами. Вторая, с 40-кубовым самосвальным кузовом, покоится на 2-осной тележке с колесной формулой 4х4, которая тоже является управляемой. Половинки соединены специальным механизмом сочленения. Привод 2-й, 3-й и 4-й осей осуществляется через систему карданных валов. А за доворот задней тележки отвечают специальные тяги.

Сочлененный самосвал JUNTON.

Полная масса – 143 500 кг, грузоподъёмность – 90 000 кг, двигатель – 770-сильный WP 17TG770E304

Интересный момент – разгрузка платформы осуществляется не подъёмом кузова, а с помощью выталкивающей плиты. Так намного безопаснее при работе на уклонах, да и в целом снижается уровень требований как к квалификации водителей, так и к поверхности разгрузочной площадки – можно разгружаться даже под ЛЭП.
Обратите внимание, кабина расположена посередине и имеет большую площадь остекления. В плане обзорности это намного удобнее, чем традиционное размещение слева.

Интерьер кабины водителя: максимальная простота с аналоговыми приборами и клавишно-барашковым управлением. Слева от кресла водителя имеется банкетка

От первого лица
Сергей Богомил,
руководитель направления карьерной техники компании «БайкалАвтоТрак»
«Это новый продукт на нашем рынке по многим моментам. Модель представляет собой промежуточное звено между гигантами типа БелАЗ и компактными шарнирно-сочлененными самосвалами. Габаритные размеры самосвала 14 150х3865х4500 мм. Это существенно меньше белорусских аналогов (если сравнивать по грузоподъёмности), как по высоте – меньшая валкость, так и по ширине – лучшая маневренность. В то же время подруливающая задняя тележка при повороте идет по колее тягача, что позволяет не задумываться над тем, как нивелировать большую длину JUNTON – радиус разворота всего 9,5 метра. При этом вместимость кузова «с шапкой» – 51 куб, что сопоставимо с платформами классических «карьерников». Кроме того, такая техника выгоднее в обслуживании.
Данная модель существует также в гибридном и полностью электрическом исполнении. В Китае подобные самосвалы эксплуатируются уже семь лет и за это время зарекомендовали себя только с положительной стороны. Есть варианты как с меньшей, так и с большей, до 150 тонн, грузоподъёмностью. Для нашего рынка мы заменили все жидкости и смазку на «арктические», установили отопитель кабины, а сталь подбиралась под отечественные «скальники».
Была на выставке презентована и новая модель более традиционного шарнирно-сочлененного самосвала. Компания РУСБИЗНЕСАВТО представила на своем стенде версию такого самосвала – LGMG AT40. Полноприводная машина с габаритами 11 452х3500х3870 мм при полной массе 74 000 кг рассчитана на транспортировку до 40 тонн породы. Вместимость скального «с шапкой» – 24 куба. Модель оснащается двигателем WP14TG765E304, развивающим мощность 765 л.с. и 7-ступенчатой ГМП FC7A260PT.

Шарнирно-сочлененный самосвал LGMG AT40 грузоподъёмностью 40 тонн

Кроме того, китайские компании активизировались и в сегменте карьерных самосвалов с жесткой рамой. Так, фирма SANY представила модель SKT130S с нехарактерной для наших карьеров колесной формулой 6х4. При этом габариты автомобиля не отличаются от привычных 2-осников – 11 500х5750х4750 мм, а дополнительный мост просто позволяет снизить осевую нагрузку. Полная масса самосвала – 144 000 кг при грузоподъёмности 90 000 кг. Вместимость кузова «с шапкой» – 61 куб. Используемый двигатель – WP17G770E304, который вместе с электромотором обеспечивает суммарную мощность 1260 л.с.

Карьерный самосвал с жесткой рамой SANY SKT130S грузоподъёмностью 90 тонн

Самосвал с привычной колесной формулой 4х2, но зато в непривычной для «карьерников» окраске показала компания LiuGong. Модель DE100C с габаритами 11 166x6863x5299 мм при полной массе 169 000 кг рассчитана на грузоподъёмность 97 000 кг. Вместимость самосвальной платформы «с шапкой» – 63 м3. Интересно, что, в отличие от моделей других производителей, предпочитающих моторы Weichai Power, здесь используется двигатель Cummins и асинхронный мотор АС, выдающие мощность в 1530 л.с.

Карьерный самосвал LiuGong DE100C грузоподъёмностью 97 тонн

Кроме того, на выставке были представлены и набирающие популярность тяжелые самосвалы, максимально приближенные по конструкции к серийным грузовикам.

КАМАЗ предложил сразу два таких автомобиля. Топовый Атлант 65, он же KAMAЗ-65685, рассчитан на транспортировку 65 000 кг породы. При этом по габаритам машина не так уж и мала – 10 970х3700х4175 мм. Впрочем, с учетом полной массы в 105 000 кг это неудивительно. Базовая вместимость кузова достигает 41 м3.

Карьерный самосвал Атлант 65 грузоподъёмностью 65 тонн

Вторая модель поменьше. Атлант 45, он же KAMAЗ-4555, может увезти всего 45 000 кг при полной массе 74 000 кг и вместимости кузова 30 м3. Хоть самосвал предсказуемо компактнее – 10 000х3500х4300 мм, он всё равно не может передвигаться по дорогам общего пользования.

Стоит отметить, что обе машины оснащаются одинаковым мотором КАМАЗ-910.81-560 мощностью 560 л.с., работающим в паре с 7-ступенчатой ГМП. Для разницы в 30 000 кг полной массы это необычное решение. К слову, несмотря внушительный внешний вид, оба Атланта имеют колесную формулу 6х4.

Карьерный самосвал Атлант 45 грузоподъёмностью 45 тонн

Интересно, что китайцы быстро уловили развитие данной темы и привезли на COMvex самосвал с аналогичными возможностями. Фирма XCMG, которая в прошлом году демонстрировала на выставке седельный тягач, быстро оценила уровень конкуренции в сегменте и переключилась на менее заполненную нишу. Новинка XCMG XGA76 по концепции схожа с Атлантами и при полной массе 71 тонна рассчитана на транспортировку 40 тонн породы в кузове, вмещающем 21 м3 (27 м3 «с шапкой»). 460-сильный двигатель WP12G460E310 работает в паре с 6-ступенчатым «автоматом» FC6A210.
При этом китайский самосвал находится примерно в тех же габаритах, что и отечественные аналоги, – 9230х3858х4683 мм. Однако XCMG имеет колесную формулу 6х6 и односкатную ошиновку всех колес, что является несомненным плюсом при работе в неподготовленных карьерах.

Карьерный самосвал XCMG XGA76 грузоподъёмностью 40 тонн