Пульс отрасли

ВРЕМЯ

НЕСТАНДАРТНЫХ РЕШЕНИЙ


Яркие модели,

новые игроки и прежние вопросы –

COMvex’2025

Пульс отрасли

ВРЕМЯ НЕСТАНДАРТНЫХ РЕШЕНИЙ

Яркие модели, новые игроки и прежние вопросы – COMvex’2025

Андрей ФИЛИППОВ, фото автора и Sigma Expo Group

В этом году производители привезли в столицу несколько десятков действительно новых моделей. Причем это касается не только отечественных заводов, но и китайцев, которые оперативно отреагировали на затоваривание сегмента магистральных тягачей и пошли в другие ниши.
Грузовики
Мы уже рассказывали ранее о начале полноценной (с голой рамы и до готового автомобиля) серийной сборки 18-тонных грузовиков Валдай 18 на площадях «Нижегородских грузовых автомобилей». И вот готовый продукт привезли в Москву. Шасси грузоподъёмностью 12 200 кг оснащается 6,7-литровым 260-сильным двигателем ISD270 50 и 8-ступенчатой МКП. На выставке демонстрировалась версия с колесной базой 5750 мм. Кроме неё в линейке есть ещё два варианта: 4800 и 6100 мм.

Рефрижератор от «ТТМ Центр» на шасси Валдай 18

Ещё одна модель от «Нижегородских грузовых автомобилей», представленная на COMvex, — Валдай 33 полной массой 33 000 кг. Машина демонстрировалась в самосвальном исполнении с 18-кубовой платформой и грузоподъёмностью 18 900 кг. Под кабиной 400-сильный двигатель, работающий в паре с 12-ступенчатой МКП. В настоящее время завершается подготовка к запуску Валдай 33 в серийное производство, что позволит нижегородцам фактически полностью перекрыть линейку грузовиков КАМАЗ.

Самосвал Валдай 33 с кузовом производства «ТК-лифт»

Около трех десятков экспонатов на шасси КАМАЗ можно было найти на выставке. Причем среди них не было ни одного представителя семейства K4, только K3 и K5. Похоже, время «КАМАxorов» действительно вышло. Впрочем, судя по обилию КАМАЗ K3, и время K5 ещё толком не наступило. Из всего многообразия представленной техники мы отметили три, которые можно посчитать для выставки полноценными новинками.

Бортовой грузовик KAMAЗZ-53251, он же КАМАЗ T1931 семейства К5, можно считать заменой снятому с производства КАМАЗ-5325 семейства К4. Машина грузоподъемностью 9110 кг оснащается 310-сильным мотором KAMAЗ 667.510-310 и МКП 1310TO. Судя по тому что предшественник был популярен у крупных торговых сетей и той же Почты России, проблем с «трудоустройством» у новинки не будет.

Шторный бортовой автомобиль КАМАЗ-53251 полной массой 18,4 тонны

Эстафету по газомоторным седельным тягачам принял KAMAЗ-54901, он же КАМАЗ M1946 в исполнении ДОПОГ. Полная масса автопоезда в его составе — 44 000 кг. Автомобиль укомплектован 460-сильным газовым двигателем KAMAZ Р6 и 12-ступенчатой роботизированной коробкой передач. Машина демонстрировалась в версии для работы на СПГ с двумя криобаками суммарным объёмом 1060 л сжиженного газа. Такой запас топлива позволяет пройти без дозаправки до 1600 км

Самосвальный автопоезд с тягачом KAMAЗ-54901 и полуприцепом НефАЗ-9509A0

KAMAЗ-65659-CA, он же КАМАЗ M2646 — cедельный тягач с колесной формулой 6х2 с третьей подъёмной осью. Такой вариант позволяет при полной массе автопоезда в 44 000 кг не превышать ограничения осевых нагрузок. Под кабиной новинки 482-сильный двигатель KAMAЗ 910.52-460 P6, агрегированный с 12-ступенчатой автоматизированной КП.
 
Как опция на машину предлагается КОМ. Для чего это нужно, демонстрировалось на стенде компании Русбизнесавто, где стоял второй КАМАЗ-65659 в сцепке с самосвальным 33-кубовым полуприцепом SH3-33, он же Тонар-958920.

Автопоезд с тягачом KAMAЗ-5659 и полуприцепом ТЗА-588510 PREMIUM

Второй год подряд МАЗ просто рвет шаблоны отечественного автопрома, демонстрируя модели, не вписывающиеся в привычные параметры ни по концепции, ни по внешнему виду.
 
В рамках выставки состоялась премьера нового электрогрузовика МАЗ GTe, он же МАЗ-692Е55, с оригинальной кабиной, предназначенной для установки на городской коммунальный транспорт. Сама концепция новинки – техника для работы в современном мегаполисе. Её характерные конструктивные особенности:
  • яркий дизайн, соответствующий современной городской архитектуре;
  • удобная кабина с большой площадью остекления, низким входом и прислонно-сдвижной пассажирской дверью, требующей минимум пространства при открывании;
  • электропривод, обеспечивающий бесшумность движения и отсутствие выхлопа;
  • поворотные передняя и задняя оси, позволяющие легко маневрировать в ограниченном пространстве дворовой застройки.

20-кубовый электрический мусоровоз МАЗ GTe – будущее рядом?

С учетом того что перед нами прототип и всё может ещё поменяться, отметим только ключевые моменты конструкции. На автомобиле установлены электродвигатель с номинальной/пиковой мощностью 150/255 кВт и литий-железно-фосфатные батареи емкостью 253 кВт•ч, обеспечивающие запас хода на одной зарядке до 200 км.
Полная масса автомобиля 26 500 кг при грузоподъёмности 10 000 кг.
Несмотря на всю оригинальность MAZ-GTe, в нем максимально использованы отечественные компоненты. Даже оригинальная система управления пневмоподвеской здесь импортозамещенная.

В ближайшее время мы постараемся познакомиться с новинкой поближе. Тем более что МАЗ обещает ещё ряд сюрпризов в ближайшее время.

В кабине мусоровоза сразу три места помимо водительского

На фоне футуристического мусоровоза другая белорусская новинка вполне могла остаться и незамеченной. Седельный тягач МАЗ-54A02N был представлен в исполнении с 12-ступенчатой роботизированной КП и двигателем, работающим на газовом топливе. Метан в нем хранится в сжиженном виде в двух криобаках общим объёмом 930 литров. Запас хода в такой комплектации составляет 1400 км, бездренажное хранение газа – семь дней. Кроме того, машина была показана в варианте для транспортировки опасных грузов.

Седельный тягач МАЗ-54A02N с «юбилейным» дизайном кабины

Завод «Промтех» анонсировал на своем стенде выход в сегмент грузовиков полной массой 7500 кг. В экспозиции можно было увидеть образец такого автомобиля под брендом Kapitan, который нижегородцы сейчас используют для своих совместных проектов с иностранными производителями.
Предполагается, что в Нижнем Новгороде будет организована сборка шасси, на которые будут монтироваться надстройки собственного изготовления. На первом этапе это будет технология SKD, которая впоследствии перейдет на CKD.
 
Если судить по предоставленной информации, «Капитаны» будут предлагаться в версии полной массой 3500 кг и грузоподъёмностью 1500 кг под установку фургонов вместимостью до 21 «куба» и в варианте с полной массой 7500 кг и грузоподъёмностью 5000 кг под установку фургонов вместимостью до 30 м3. По мере развития серийного производства шасси начнут использовать и под надстройки других типов: эвакуаторы, автоцистерны и т.д.
 
Кто именно станет партнером Промтех, не разглашается. По словам представителей завода, если в прошлом году именно они были инициаторами организации совместного производства, то в этом году ситуация полностью изменилась. Оценив потенциал предприятия, сразу несколько китайских заводов обратились с предложением использовать их шасси. Не исключено, что с запуском новых цехов, которые Промтех сейчас активно достраивает, будет принято решение о партнерстве с несколькими брендами для создания линейки различного ценового диапазона.

Фургон Промтех на новом шасси Kapitan полной массой 7,5 тонны

Как и раньше, автомобили KAMAЗ Компас экспонируются на отдельном стенде Тракс Восток РУС. В этом году новинкой стал KAMAЗ Компас 5, он же КАМАЗ C06A2K, полной массой 3490 кг в исполнении с 2-рядной кабиной. Теоретически такие машины интересны для перевозки рабочих бригад. Особенно при наличии четырех дверей. На практике 5-местной кабины для этих целей не хватает – нужен как минимум 6-местный вариант. Увы, но пока такой версии у Компаса не будет, поскольку кабина приходит уже в готовом виде из Китая. Да и возможная локализация в будущем проблемы не решит – ширины не хватит.
 
Представленный образец оснащен 122-сильным двигателем КАМАЗ 580.10-120 и 5-ступенчатой МКП ML532A. Заявленная грузоподъёмность шасси – 1155 кг.

Тентованый бортовой грузовик KAMAЗ Компас 5 с 2-рядной кабиной

На стенде с продукцией DAEWOO экспонировался грузовик с непримелькавшимся именем Dexen на кабине. Модель DAEWOO Dexen была презентована в России ещё в 2023 году, но на дорогах массово так и не появилась. Поэтому появление машины на COMvex можно расценивать как попытку вновь заявить о себе.
 
Двигатель – 190-сильный Cummins ISF40, коробка передач – 6-ступенчатая ZF6S700TO. Полная масса автомобиля — 10 200 кг при грузоподъёмности шасси от 6780 до 7080 кг в зависимости от габаритной длины. На выставке DAEWOO Dexen экспонировался в виде фургона производства Промтехника с корейским гидробортом.

Фургон Промтехника-1713F2 на шасси Dexen Carry

Целый ряд новых моделей для разных сегментов представил на своем стенде DONGFENG. В первую очередь стоит отметить новую модель Dongfeng KB120 полной массой 11 980 кг. Машина предлагается на нашем рынке сразу с шестью вариантами колесной базы: 3400, 3850, 4200, 4800, 5400 и 6200 мм. При этом двигатель, как и коробка передач, безальтернативны: 200-сильный Cummins ISD200 50 и VLY6G70 соответственно. Грузоподъёмность шасси с колесной базой 4200 мм достигает 8430 кг.
В качестве опций можно заказать кабину со спальным отсеком и пневматическую заднюю подвеску.

Фургон на шасси Dongfeng KB120 с колесной базой 4,2 метра

Ещё одна новинка – Dongfeng KR Pro 300, представленный в виде шасси. Модель полной массой 19 800 кг оснащается мотором Cummins ISD300 50 мощностью 300 л.с. и коробкой передач Fast 8JZ110A 0D AMT. Из интересного отметим заднюю пневмоподвеску и наличие блокировки межколесного дифференциала.
Модель нацелена на нишу сетевых грузовиков с минимальным задним свесом.

Шасси Dongfeng KR Pro 300

Как все копировальные аппараты – это «Ксерокс», так и все шасси с колесной формулой 6х2 – это «Магнитовская сцепка». DONGFENG также претендует на занятие ниши, оставленной европейцами, а потому представил свою версию шасси под магистральные перевозки. Dongfeng GX Pro 520 рассчитан на полную массу 26 500 кг при грузоподъёмности 16 640 кг. Двигатель здесь Cummins Z14E520 51 мощностью 520 л.с., а коробка передач 12-ступенчатая Endurant ECE0-26N112C 0D AMT. Отметим, что колесная база показанного шасси, 5800+1350 мм, не является окончательным решением. Её будут подстраивать под ТЗ заказчика.

Магистральное шасси Dongfeng GX Pro 520 с двускатной ошиновкой подъёмной оси

Также стоит отметить и грузовики Dongfeng KC с колесной формулой 8х4. Если в предыдущие годы самосвалы этой серии стояли на стендах дилеров, то в этом году их экспонировали уже на общем стенде бренда.
 
Было представлено два исполнения: самосвал — с 520-сильным Cummins ISZ520 и «автоматом» Fast 13JZ26A 0D AMT, бетоносмеситель – с 450-сильным dCi450-51 и «механикой» 12JSDX220T-B DD. Полная масса автомобилей 41 000 кг. Оба варианта являются своего рода новинками. Самосвал не поставлялся с таким двигателем и коробкой, а «миксеры» и вовсе не завозились. Что это, прощупывание рынка или уже принятое решение о начале продаж, пока непонятно.

Автобетоносмеситель CIMC на шасси Dongfeng KC

Ключевой новинкой у FAW стало семейство среднетоннажников Tiger 6G. На COMvex был представлен модельный ряд FAW Tiger 6G 12 с надстройками отечественных производителей.
 
В линейку полной массой 11 950 кг входит четыре варианта колесной базы: 3600, 3900, 4200 и 4700 мм соответствующей грузоподъёмности от 8155 до 8240 кг. Кроме того, есть не заводская версия с колесной базой 5300 мм. Её делают уже у нас в России путем переноса заднего моста, при этом сохраняется гарантия от производителя. По словам представителей FAW, такое решение предусмотрено конструктивом рамы и не требует её удлинения путем вставок в центральной части.
Двигатель предлагается 180-сильный FAWDE CA4DH1-18EV, работающий в паре с 6-ступенчатой МКП WANGLIYANG 6G70.
 
Интересно, что в модельный ряд Tiger 6G входит версия полной массой 8 900 кг,
данная модификация не была представлена в рамках экспозиции на стенде.
 
Отметим, что FAW выделил семейство Tiger 6G в отдельное направление — продвижением данного продукта в России будет заниматься фирма SMART TRUCK. Такой подход означает, что в модели видят серьезный потенциал, а значит, стоит познакомиться с ней поближе.

ТКЛ ПП-55 производства «ТК Лифт» на шасси FAW Tiger 6G

От первого лица
Алексей Дружинин,
руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами SMART TRUCK
«Тестовая партия Tiger 6G поступила в РФ в 2023 году. Машины были поставлены нескольким корпоративным клиентам, мы стараемся отслеживать как они проявляют себя в эксплуатации, насколько соответствуют ожиданиям клиентов. Надо сказать, машины пока в полной мере оправдывают ожидания, несмотря на относительно небольшие пробеги –примерно по 350 тыс. км.
Так как основным показателем эффективности коммерческого транспорта является коэффициент технической готовности, Смарт Тракс совместно с ООО «ФАВ-Восточная Европа» обеспечили наличие запасных частей и расходных материалов, чтобы гарантировать бесперебойную работу Tiger 6G. Официальных СТО FAW Trucks в России свыше 250, так что Tiger 6G можно обслужить, где угодно.
Неоспоримым преимуществом Tiger 6G является низкая снаряженная масса (и высокая легальная грузоподъёмность), а также просторная и прекрасно оснащенная кабина с самым большим в классе спальным местом, автоматический климат-контроль, круиз-контроль, ЖК приборная панель и 10-дюймовый экран мультимедийной системы, камера заднего вида, парктроники, передний и задний стабилизаторы поперечной устойчивости».
В новый сегмент решил зайти в этом году FOTON. На COMvex был продемонстрирован легкий коммерческий цельнометаллический фургон Foton View. Представленный заднеприводный автомобиль полной массой 3200 кг имеет габаритные размеры 5490х1980х2195 мм. Новинка оснащена 163-сильным дизельным двигателем 4F20TC34 и 6-ступенчатой МКП. Передняя подвеска независимая, задняя — рессорная. Будет ли в Россию поставляться пассажирская версия или всё ограничится лишь фургоном, пока непонятно.

Фургон Foton View – китайский аналог ушедших «европейцев»

Кроме того, FOTON представил дальнейшее развитие линейки семейства S. Если в прошлом году на стенде присутствовала только модель Foton S85, то теперь экспонировалась и Foton Aumark S100 полной массой 10 000 кг и грузоподъёмностью шасси 6555 кг.

КДМ 7682070 производства Смолмаш на шасси Foton Aumark S 100

Также был продемонстрирован и Foton Aumark S 120 полной массой 12 000 кг и грузоподъёмностью шасси 8000 кг. Стоит отметить, что в этом году акцент был сделан на спецнадстройки. Видимо, компания хотела показать, что шасси не только подходит для привычных фургонов, но и может выполнять гораздо более широкий спектр задач.

Автогудронатор MASSENZA на шасси Foton Aumark S 120

Интересно, что на стенде FOTON на сей раз экспонировалось сразу два 12-тонника. Второй машиной оказалась модель серии D. При полной массе 11 990 кг грузоподъёмность шасси варьируется от 6875 до 7940 кг. Зачем FOTON выводит на рынок две модели одинаковой весовой категории – не совсем понятно. Разве что мощность двигателя Foton D12 – 209 л.с., а у Foton Aumark S 120 всего 166 л.с.

Топливозаправщик на шасси Foton D12

Зато появление модели Foton R2546 с колесной формулой 6х2 как раз понятно – все та же «Магнитовская сцепка». Правда, за счет того что на третьей оси здесь односкатная ошиновка, полная масса автомобиля 25 000 кг при грузоподъёмности шасси 15 840 кг. Применяемый двигатель — Cummins ISG.5-460 мощностью 450 л.с.
Фишка конкретного экземпляра – интерьер от Foton Galaxy в кабине серии R

50-кубовый рефрижератор на шасси Foton R2546

JAC показал обновленную серию JAC N200 с кабиной серии К5 с современным интерьером. Однако главное новшество – появление шасси Extra Long с колесной базой 7150 мм. Это позволило разместить на нем фургон вместимостью 56 м3. С учетом грузоподъёмности порядка 10 000 кг – неплохое решение для транспортировки объёмных легковесных грузов.
Также стоит отметить, что JAC всерьез рассматривает вопрос локализации производства в России.

Рефрижератор производства СИБЕВРОВЭН на шасси JAC N200XL

Для тех, кто не хочет расставаться с японским ISUZU, на выставке обнаружилась их российско-китайская версия. Сборкой шасси из машкомплектов по SKD-технологии занялся Завод грузовых автомобилей MC. Благодаря выбору комплектации, максимально приближенной к машинам, предлагавшимся раньше у нас на рынке, готовые экземпляры по функциональным возможностям и в плане обслуживания не очень уступают прародителю.
На COMvex демонстрировались два варианта шасси. MC NPR 3.5T – полной массой 3500 кг и грузоподъёмностью 1310 кг, оснащаемое 3-литровым двигателем Isuzu 4KH1N6MD. И MC NPR 12T – полной массой 11 990 кг, грузоподъёмностью 7555 кг и с 5,2-литровым мотором Isuzu 4KH1-TCG61.

Шасси MC NPR 3.5T и MC NPR 12T – Isuzu по-китайски

Ещё несколько «Исузу» демонстрировались под брендом MUL. Позиционирование — российский производитель НПО «Магистральные машины», внимание, собирающий автомобили на площадях завода в Китае (!?). Без комментариев.
 
Модель MUL 815 представляет собой шасси полной массой 7500 кг и грузоподъёмностью 5000 кг. Двигатель - 3-литровый Isuzu 4KH1-N6HD мощностью 150 л.с. Коробка передач – 6-ступенчатая Isuzu MYY-6Z. Предлагаемые варианты колесной базы от 3300 до 4050 мм. Выставочные машины были представлены с надстройками китайского производства.

Тентованый бортовой грузовик MUL 815B с китайским кузовом

На стенде SANY можно было увидеть автобетоносместитель Sany SY412 с колесной формулой 8х4. Особенность машины – смесительная установка с барабаном с геометрической вместимостью 18,62 м3 установлена на шасси без подрамника. Это позволяет снизить центр тяжести, что для «миксеров» достаточно критичный момент.
Полная масса автомобиля – 42 000 кг. Грузоподъёмность – 26 700 кг. Двигатель – Sany-Deutz мощностью 419 л.с.

12-кубовый бетоносмеситель Sany SY412

Бренд HOWO, который у нас ассоциируется с тяжелыми грузовиками, внезапно решил войти в новый сегмент. На выставке демонстрировалась модель Howo G2W 38 полной массой 11 900 кг. Машина оснащается 140-сильным мотором WP4.1NQ190E50 и МКП HW95508STC.

Интересно, что на стенде официального дистрибьютора HOWO, фирмы ТК-Центр, точно такое же шасси, но с надстройкой ТТМ Центр, именовалось HOWO Tongshuai…

Фургон с гидробортом на шасси Howo G2W 38 с колесной базой 3,8 метра

Впрочем, новинки тяжелой техники тоже были. Седельный тягач Howo MAX для работы в составе автопоезда полной массой 40 000 кг. Особенность машины — новая кабина MXA-E. Под кабиной установлен 460-сильный двигатель MT13.48-50, работающий в паре с «автоматом» SAMT-16 с гидравлическим ретардером.

Седельный тягач Howo MAX с колесной формулой 4х2

Стоит отметить, что на стенде фирмы «ТК-Центр» стоял ещё один интересный грузовик Howo T5G. Его особенность в двигателе MT07.29-50, работающем на сжатом метане. По паре 260-литровых баллонов с газом размещено по левому и правому бортам.

Фургон КФИ-15RU от ТТМ Центр на шасси Howo T5G 290

SITRAK мощно прошелся по газомоторной тематике. Во-первых, был представлен Sitrak C7H с двигателем MT13.46-51, работающим на метане. Запас топлива хранится в сжиженном виде в двух криобаках: на 450 и 550 литров. Суммарного запаса СПГ должно хватать на 1500 км.

Седельный тягач Sitrak C7H с полуприцепом Junton JF04X16A

Во-вторых, показан Sitrak C7H с колесной формулой 6х2 с подъёмной двускатной осью и газодизельным двигателем MС13.54-50. Запас топлива — 400 литров «солярки» и 600 литров метана.

Седельный тягач Sitrak C7H с полуприцепом Jildin YTRR04

В-третьих, на стенде можно было увидеть самосвал Sitrak C7H с 430-сильным двигателемMT13.43-50, работающим на метане. Запас газа хранится в четырех 260-литровых баллонах между кабиной и кузовом и двух 120-литровых по бокам рамы.

19-кубовый самосвал Sitrak C7H с грузоподъемностью 32 тонны

Седельный тягач Sitrak C9H можно считать современной версией Sitrak C7H. При минимальном изменении внешности в конструкцию тягача внесли массу мелких доработок с учетом опыта эксплуатации в России. Кроме того, в машине появилась актуальная электронная начинка с камерами кругового обзора, адаптивным круиз-контролем и другими полезными функциями. Доработанный двигатель теперь развивает 480 л.с. и может работать в составе автопоездов с полной массой 52 000 кг.

Седельный тягач Sitrak C9H – улучшенная версия популярной «семерки»

Очень аккуратно прощупывает наш рынок тяжелых грузовиков компания XCMG. Если её спецтехника у нас достаточно известна, то автомобили — нет.
 
В этом году на выставке был представлен автобетоносмеситель на шасси Hanvan G7 375 с колесной формулой 8х4. Машина оснащается 375-сильным двигателем WP12.375E50 и 12-ступенчатой МКП 12JSD200T-B.
Дальнейшие перспективы пока не ясны, но строительную технику данному бренду будет продвинуть явно легче, чем непонятный для магистральных перевозчиков седельный тягач, показанный в прошлом году.

12-кубовый бетоносмеситель на шасси Hanvan G7

Стало уже традицией привозить на выставку европейские тягачи в богатой комплектации. Всегда есть те, кто готов переплачивать за гарантированное качество.
 
В этом году ярким пятном выставки стал новейший Mercedes-Benz Actros L 1952. Камеры вместо зеркал, обилие электроники и планировка кабины для водителя-одиночки даже без пассажирского кресла. Вот только посмотрите на дизайн кабины. Шакман? Фотон? Донфенг? Любой из вариантов подходит. Особенно на фоне стоящих рядом Scania или Volvo. Тоже современные, но сохранившие фирменные черты.
 
К слову, демонстрировавшийся Volvo FH16 780 XXL Aero c рестайлинговой кабиной наряду с MB Actros также можно считать российской премьерой. Там же, на выставке, самый мощный в мире (780 л.с.) дорожный грузовик передали Федерации лыжных гонок России. Судя по информации СМИ, сей факт, с учетом нынешних геополитических реалий, не вызвал в Гетеборге положительных эмоций...

Уберите «звезду» с передней маски и попробуйте угадать марку…

Volvo FH16 780 XXL Aero – самый мощный в мире тягач на дорогах общего пользования