Новость

ВОЙНА С КИТАЕМ НАЧАЛАСЬ...


Правда - в ЕС и торговая

Новость

ВОЙНА С КИТАЕМ НАЧАЛАСЬ...

Правда - в ЕС и торговая

По материалам зарубежной прессы

Евросоюз решился начать масштабную экономическую войну с Китаем после многих месяцев раздумий, взаимных угроз и переговоров с ключевым торговым партнером. И обложил пошлинами дешевые и современные китайские электромобили, которые стремительно завоевывают сердца потребителей и угрожают разорить европейский автопром.

Против пошлин выступал не только Китай, раздумывающий в ответ запретить что-нибудь европейское, но и автозаводы главной автомобильной державы Европы — Германии. Однако Еврокомиссия все же вынесла вопрос на голосование 27 стран-членов ЕС, и в пятницу 4 октября с.г. они одобрили начало торговой войны.
Запад в целом пытается сдержать нашествие китайских электромобилей, несмотря на то, что поставил цель электрифицировать транспорт для сокращения спроса на углеводородное топливо за ради борьбы с выбросами парниковых газов — якобы главной причины глобального потепления.

США и Европа обвиняют Китай в том, что он субсидирует свой автопром и помогает ему демпинговать.
Китай не согласен и утверждает, что Запад просто проигрывает в честной конкуренции с трудолюбивыми китайскими рабочими и инженерами...
Ставки в новой торговой войне между тремя крупнейшими экономиками планеты как никогда высоки.
На Китай и Евросоюз приходится по 17% мировой экономики, общий объем которой в этом году достигнет 110 трлн долларов. На США — более 25%.

США фактически закрыли свой рынок от Китая еще в мае 2024 года решением президента Джо Байдена ввести 100% пошлины на импорт всей продукции китайского автопрома. А недавно Белый дом объявил, что собирается в будущем запретить еще и все установленное в машинах программное обеспечение и коммуникационное оборудование, разработанное в Китае или России. Такой запрет фактически закроет китайским автомобилям путь на американский рынок, даже если они собраны в Европе, Мексике или на других дружественных Америке территориях.

Европа действует аккуратнее. Ни о каком тотальном запрете речи даже изначально не шло. ЕС начал расследование подозрений в недобросовестной конкуренции еще в 2023 году, а через год, летом 2024-го объявил, что собирается повысить пошлины на китайские электромобили примерно до 30% с действующих 10%.
Пошлины в итоге оказались чуть меньше — их уменьшили после консультаций и переговоров с китайскими автоконцернами, а также с европейцами и американцами, собирающими машины в Китае, вроде Tesla и BMW.
Немцы войны не хотят...
Главный конкурент китайского автопрома — немецкие автопроизводители Mercedes, BMW и Volkswagen — были резко против торговой войны с Китаем. Они зарабатывают на китайском рынке более 25% всей своей прибыли от продажи машин в мире и боятся ответных санкций. И утверждают, что им нужна не защита от конкурентов, а помощь в борьбе с ними, поскольку немецкие машины по-прежнему лучшие в мире, просто им нужно больше времени и денег на совершенствование выпускаемой техники с одновременным повышением её конкурентоспособности. А пошлины лишат их прибыли...

«Пошлины наносят ущерб немецким компаниям, работающим на мировом рынке, и могут спровоцировать торговый спор, от которого не выиграет никто, — заявил Главный исполнительный директор BMW Оливер Ципсе (Oliver Zipce) на прошлой неделе. — Поэтому немецкое правительство должно занять четкую позицию». Его поддержал еще один противник торговой войны - Главный исполнительный директор Daimler AG Ола Каллениус (Ola Källenius). Он предложил канцлеру ФРГ Олафу Шольцу проголосовать «против», а не воздерживаться, как в июле, когда вопрос о пошлинах рассматривался предварительно...

Четкое «нет» дает немцам надежду избежать ответных запретов, если получится убедить китайцев, что Германия тут ни при чем, а торговая война — исключительно инициатива Еврокомиссии. Немецкая экономика — крупнейшая в Европе, но она и без того стагнирует, что сказывается не только на уровне жизни населения и промышленности, но и на политике — правящая коалиция проигрывает одни местные выборы за другими и уже не надеется удержать власть на федеральных выборах в сентябре 2025 года.
Канцлер Германии предлагает продолжить переговоры с китайцами даже после введения пошлин...
Французы и итальянцы — за пошлины
Две другие крупнейшие экономики и автомобильные державы ЕС — Франция и Италия — всецело поддержали ограничения на китайские электромобили.

Президент Франции Эммануэль Макрон недавно навестил Шольца в Берлине. Его спросили про машины, и он ответил, что поддерживает пошлины, потому что ЕС «должен защищать равные правила игры во всех секторах промышленности».
Италия всецело поддержала ограничения, а вот Испания сначала выступила за, но потом премьер-министр Педро Санчес съездил в Китай, и с тех пор говорит, что ЕС должен пересмотреть позицию. Санчес надеется, что китайский автогигант Chery наладит выпуск электромобилей на закрытом заводе Nissan в Барселоне и вернет рабочие места. Китайцы же не спешат инвестировать, поскольку не уверены, что новый торговый режим ЕС сделает исключение для узловой сборки, на которую они нацелились.
Некоторые страны согласны терпеть убытки в противостоянии с Китаем. «Я не хочу торговой войны, но Европа не может не реагировать, когда другие нарушают правила игры, — сказала премьер Дании Метте Фредериксен в интервью Bloomberg в конце сентября. — А кто первый начал? Мне кажется, не Европа, а Китай. И мы просто обязаны отреагировать».

Пока что львиная доля китайского импорта электромобилей в Европу приходится на машины европейских и американских производителей, собранные в Китае, прежде всего это Tesla и BMW. Однако, по прогнозам Еврокомиссии, рыночная доля чисто китайских моделей, вроде Atto 3 производства BYD или Volvo производства Geely, уже в следующем году увеличится до 15%.
Как ответит Китай?

Уверяем: это еще не все...

Китай решительно отвергает обвинения ЕС в недобросовестной конкуренции, но пока не сформулировал ответную позицию. С одной стороны, он начал расследования против европейских товаров, потенциально ведущие к ограничениям в торговле, упоминал не только автомобили класса «люкс», но даже... коньяк и свинину... С другой стороны, Пекин сулит европейским странам инвестиции в производство автомобилей, включая грузовики и автобусы, а так же накопителей для электротранспорта, чем уже привлек на свою сторону Венгрию и Испанию...

А вообще-то: китайским производителям пошлины не помеха!

Они, увы, теряют деньги на родине, где рынок перенасыщен, а мощностей в избытке (ведущие заводы загружены едва ли на половину). Победу же в конкуренции даже на внутреннем рынке, им гарантирует только успех в мире, где самый богатый и ёмкий рынок — Европа.
Поэтому автопроизводители готовы терпеть убытки в борьбе за долю этого рынка. Впрочем об убытках речь и не идет. Даже увеличение пошлин на 17-20% не уведет их доходы в минус, поскольку цены китайских машин в Европе среднем примерно на 20% ниже, чем у европейских конкурентов. Дополнительные 5-10% к розничной цене никак не подорвут их привлекательность для потребителя и доходность для производителей. Так, крупнейший китайский автопроизводитель BYD продает кроссовер Atto 3 на домашнем рынке за 20 тыс. евро, а в Германии — уже за 40 тыс. Весной компания представила седан Seagull EV (Honor Edition), за который дома просит всего 10 тыс. евро. До конца года он появится на европейском рынке - ожидается, что его цена будет менее 20 тысяч...
*****

Данная публикация подготовлена по материалам зарубежной прессы.
Впрочем, ее следует считать дополнением или анонсом еще одной статьи «ТРИ КИТА «e-CHINA» - опыт Поднебесной», которая будет опубликована в очередном номере журнала «КТТ»...