Между рейсами

ИЗ ИСТОРИИ

МИРОВОГО АВТОПРОМА


Андре-Гюстав Ситроен

Между рейсам

ИЗ ИСТОРИИ МИРОВОГО АВТОПРОМА

Андре-Гюстав Ситроен

Андре-Гюстав Ситроен (André-Gustave Citroën) появился на свет 5 февраля 1878-го в Париже, в семье нидерландского торговца алмазами Леви Ситроена и Маши Клейнман из Польши. Он был пятым ребенком.

С юных лет мальчик интересовался техникой. Считается, что молодой Андре был вдохновлен произведениями Жюля Верна и видел строительство Эйфелевой башни для Всемирной выставки, что подтолкнуло его к желанию стать инженером.
В 1894-м он поступил в местную Политехническую школу, где получил образование инженера. После окончания обучения в 1900 году он посетил Польшу, родину своей матери, которая к тому времени скончалась...

Во время этого вынужденного отпуска он увидел плотника, работающего над набором шестерен с т.н. «шевронной» формой зуба...
Для тех, кто не изучал в техническом ВУЗе дисциплину «Детали машин» (как вариант «Теорию машин и механизмов») поясним... При использовании зубьев именно такой формы в шестеренной передаче возможно передавать значительно больший момент, чем в «прямозубой» классике и даже чуть больше чем при использовании косозубых шестерен при тех же габаритах узла. Причина проста: увеличенное пятно контакта зубьев позволяет уменьшить удельную нагрузку на единицу площади отдельно взятого зуба. При равных моментах - имеет место быть существенное увеличение ресурса. Минус очевиден: более сложная механообработка при изготовлении. Но это решаемый вопрос...
Как уверяет история, Ситроен купил тот патент за очень небольшие деньги... Вскоре после этого он начал производство косозубых, спирально-винтовых шестерен и редукторов для автомобилей в форме т.н. двойных «шевронов» (ведущая и ведомая шестерни), которые легли в основу логотипа компании, существующего и по сей день.

В 1912-м Андре-Гюстав приобрел ныне забытую компанию Mors, которая занималась выпуском автомобилей. Он переориентировал её производство на выпуск более доступных и массовых машин. Но... Но пришла война - Первая мировая... Во время её герой нашей публикации приобрел репутацию, в том числе как ведущий специалист по производству вооружений во Франции. Его деятельность была связана с заводом Renault, на котором во время той войны было занято 35 000 человек для производства боеприпасов...

После окончания Первой мировой, когда боеприпасы больше не были востребованы, в 1919 году Андре Ситроен основал автомобильную компанию Citroën и стал первым европейцем, который начал производить автомобили на конвейере. Одним из столпов этого нового производства была способность талантливого инженера и организатора быстро подхватывать и развивать технические инновации, что привело к тому, что к началу 1930-х годов компания стала четвертым по величине производителем автомобилей в мире.

Пара примеров автомобильных инноваций компании: в 1925 году было организовано первое в Европе производство цельностальных кузовов для автомобиля Citroën Type B12. Эта бюджетная по цене модель также является первым автомобилем массового производства с этой стороны Атлантики с тормозами на все четыре колеса, которые ранее существовали только в дорогих автомобилях класса люкс. В последующие годы Андре Ситроен отвечал за внедрение разработки различных технологий в автомобильной промышленности. К ним относятся первые регулируемые передние сиденья и даже(!) стоп-сигнал - вещи, которые давно стали базовым оборудованием любого автомобиля.

Андре Ситроен не только отвечал за технические инновации. Но и в рекламе, производстве и продажах он был пионером своего времени, и заново изобретал и повторял методы, подобно тому, что делали такие люди, как Стив Джобс, десятилетия спустя.
Например, Андре Ситроен был, помимо прочего, пионером в финансировании и развитии фирменной коммерческой и дилерской сети. Также он отвечал за установку в общей сложности 150 000 дорожных знаков, отмеченных брендом Citroën. Он же организовывал мобильные рекламные кампании для демонстрации новых моделей и моделировал сценарии аварий с его автомобилями задолго до того, как термин «краш-тест» появился в словаре автомобильной промышленности...

Увы... В 1934-м Ситроен столкнулся с серьезными финансовыми трудностями. Мировой экономический кризис привел к падению спроса на машины. В 1935-м он был вынужден объявить о банкротстве. Компанию Citroen приобрела компания Michelin. После банкротства Ситроен не оставил попыток вернуться в автомобильный бизнес. Он работал над разработкой новых моделей авто, но его планы не были реализованы. Ибо Андре-Гюстав Ситроен скончался от рака 3 июля 1935 года в Париже в возрасте 57 лет...

Впрочем это имя не забыто во Франции и не только в марках автомобилей: на финальной иллюстрации парк Андре Ситроен в Париже...