Подвижной состав: спецтехника

ЧИСТОТА И ПОРЯДОК


Рынок КДМ и мусоровозов

Подвижной состав: спецтехника

ЧИСТОТА И ПОРЯДОК

Рынок КДМ и мусоровозов
Представить сегодня жизнь любого города без автомобилей коммунальных служб невозможно. Именно эти машины облегчают и ускоряют обслуживание придомовых территорий и дорог общего пользования. Их история берет свое начало от появившихся в конце XIX века конных обозов для вывоза мусора и нечистот, бочек для поливки улиц и пароконных снежных отвалов. Ныне на этой грязной работе занято множество разнообразной техники, и, конечно, на первых ролях здесь комбинированные дорожные машины (КДМ) и мусоровозы...

Александр ЛУНИН, фото автора

Какая ситуация сложилась в этом сегменте рынка, каковы его тенденции?

За ответом на этот вопрос мы отправились в Ярославль в компании специалистов смоленского ООО «Завод КДМ»...

Сегмент КДМ

По информации ООО «Завод КДМ», в 2024 году российский рынок новых комбинированных дорожных машин «на колесах» от производителя показал падение и составил 1902 ед. (–24% к 2023-му). Снижение продаж объясняется целым рядом факторов, а именно высокими ключевой ставкой ЦБ и ставкой по лизингу, сокращением объёмов финансирования дорожного строительства и содержания дорог, повышением утилизационного сбора на строительно-дорожную технику и удорожанием базовых шасси. Вероятно, эти же факторы привели к росту регистраций б/у КДМ. Продажи подержанной техники выросли на 91% (!)– до 2462 ед. за год.

Новинка 2024 года – малогабаритная КДМ ЭД270 на шасси Валдай 12.

Предназначена для круглогодичного обслуживания городских территорий. Объём бункера – 4 м³, обрабатываемая полоса – 2-12 м, плотность распределения пескосоли – 50-500 г/м², плотность распределения чистой соли – 5-50 г/м².

В теплое время года на монтажную раму шасси устанавливается поливомоечное оборудование. Объём пластиковых баков — 4 м³, плотность распределения жидких хлоридов — 10-150 мл/м². Рабочая скорость – 20-40 км/ч

В структуре регистраций в 2024-м преобладали КДМ на шасси КАМАЗ. На их долю пришлось 58% (–10%) рынка, МАЗа – 16% (–1%), УРАЛа – 1% (–1%). Доля брендов из КНР, где самыми популярными моделями стали Shacman, FAW и Sitrak, составила 17% (+4%). Шасси КАМАЗ, в частности модели на их базе ЭД-405В1 и ЭД-405, лидируют и в структуре выпуска завода КДМ – 45% (+4%). А вот представители КНР показали спад до 30% (–3% к 2023-му). На бренд МАЗ в модификациях ЭД244А пришлось 13% выпуска смоленского завода.

«Cердце» любой комбинированной дорожной машины – гидравлическая станция, состоящая из гидробака, в данном случае 100-литрового, маслоохладителя и гидрораспределителя

Дорожные машины для города на базе автомобилей ГАЗ в портфеле заказов завода КДМ заняли в прошлом году уверенные 7% (+5%). Если сравнивать эти цифры со статистикой всего рынка, то и там наблюдается аналогичный рост сегмента компактных КДМ на базе ГАЗон NEXT C41R13 до 6% (+4%). При этом 41% регистраций российского рынка приходится на автомобили смоленского завода. Основными заказчиками такой техники выступают муниципальные и региональные дорожные компании, осуществляющие содержание городских дорожных одежд и парковых территорий.

Передний отвал КПО-2800 с использованием полимерного крыла – весьма популярное решение в последние годы ввиду целого ряда преимуществ самого полимера. Он отличается ударопрочностью и прекрасно подходит для работы с твердыми материалами. Помимо этого, его основными свойствами являются антикоррозийность, износостойкость и термостабильность (от –80 °С до +80 °С) плюс низкий коэффициент трения, а значит, и отсутствие налипания снега

А вот это уже тенденция. Молодой сегмент малогабаритных дорожных машин для работы в стесненных городских условиях демонстрирует уверенный рост на фоне общего падения рынка и неблагоприятных факторов в структуре регистраций. Кстати, первооткрывателем сегмента таких машин среди российских производителей выступил как раз завод КДМ (не будем забывать, что он же выпустил и первую в стране КДМ на шасси ЗИЛ-164 в 1963 году), расширив модельный ряд дорожной и коммунальной техникой для города.

Конструкция подвески поворотного отвала с плавающим режимом, повторяющим профиль дороги. Рабочий угол отвала – 30°/30°

Популярная модель средней подметальной щётки ЩС-40 с уменьшенной до 2,1 м шириной захвата. Зимой используется для очистки дорожного полотна от снежной шуги, в теплый период – от пыли и грязи

Первенцем в линейке компактных городских комбинированных дорожных машин в январе 2023 года стала ЭД-250 на базе ГАЗон NEXT C41R13. При габаритах 6475х2755х2400 мм она способна работать на самых узких городских дорогах. До этого на предприятии производились машины с кузовами стандартного объёма не менее шести кубических метров и поливомоечным оборудованием ёмкостью от восьми куб. м. Для оснащения новой КДМ на заводе были разработаны более узкая межбазовая щетка, а также малогабаритный передний отвал.

В кормовой части машины располагаются распределяющее устройство, привод транспортера, насос системы увлажнения и смотровая лестница. Объём баков системы увлажнения – 0,5 м³. В качестве опции КДМ, работающие с твердыми реагентами, могут быть оборудованы системой точной дозации, с тем чтобы избежать их перерасхода, а заодно и снизить вредное воздействие на экологию

В 2024-м завод продолжил освоение линейки компактных городских машин и первым выпустил на рынок бескапотную КДМ ЭД-270 на базе Валдай 12. Разработка нового автомобиля велась на протяжении шести месяцев совместно с Группой ГАЗ. На суд общественности он предстал на выставке COMVEX’2024. Полная масса нижегородского шасси, равная 12 тоннам, позволила повысить полезную нагрузку и увеличить объём кузова на 30% – до четырех кубометров. Эффективность КДМ повысилась на 30% при сохранении параметров маневренности бескапотного шасси и эргономики. Спецмашина комплектуется межбазовой щеткой ЩС-40 и специально разработанным городским отвалом КПО-2800. На шасси дается гарантия 24 месяца, на надстройку – 12 месяцев. Немаловажным преимуществом приобретения автомобилей на базе ГАЗ является возможность обслуживания КДМ в сервисных центрах ГК «Современные транспортные технологии», дистрибьютора коммерческой техники ГАЗ. Сеть охватывает 81 из 85 субъектов РФ.

Интерьер кабины Валдай 12. На передней панели установлен пульт, позволяющий управлять навесным оборудованием и светотехникой, а также задавать параметры по распределению твердых и жидких реагентов

Недавно пять таких КДМ ЭД-270 на шасси Валдай 12 приобрело ярославское МБУ «Горзеленхозстрой». Предприятие со 100-летней историей, штат которого насчитывает 700 специалистов, единственный подрядчик города Ярославля по благоустройству городских территорий, содержанию парков, бульваров и скверов, высадке деревьев, кустарников, опиловке аварийных деревьев и уборке улично-дорожной сети (улицы 1-й и 2-й категории и прилегающие тротуары). К слову, львиная доля комбинированных дорожных машин в парке предприятия производства смоленского завода «КДМ». Вот и малогабаритная универсальная ЭД-270 пришлась здесь явно ко двору, как в переносном, так и в прямом смысле. «Незаменимая машина для работы между домами в условиях плотной городской застройки», – заключают специалисты Горзеленхозстроя.

Сегмент мусоровозов

В отличие от КДМ, ситуация в сегменте новых мусоровозов иная. В 2024-м рынок вырос на 4% к прошлому году и составил 1630 ед. При этом регистрации б/у мусоровозов увеличились на 81%. В отрасли наблюдается дефицит в коммунальной технике порядка 3,5 тысячи единиц. Кроме того, в этом сегменте прослеживается та же тенденция, что и на рынке КДМ. Повышенным спросом пользуются компактные, маневренные машины для работы в тесных дворах и на узких дорогах.

Компактный мусоровоз СМ10 на шасси КАМАЗ Компас 12. При длине всего 7,7 м его отличает отменная маневренность, позволяющая работать в условиях плотной городской застройки, куда путь полноразмерным машинам зачастую заказан

Внешний вид – одна из важных характеристик мусоровозов, работающих в условиях агрессивной среды и механических воздействий. Кузов машины проходит двухэтапную покраску: сначала на него наносится цинкосодержащий грунт, а затем полуглянцевая эмаль. Общий слой лакокрасочного покрытия – до 200 микрон

Российский рынок регистраций новых компактных мусоровозов составил 7%, из них 3% приходится на базу КАМАЗ Компас 12. В целом же лидерство на российском рынке базовых шасси для мусоровозов у брендов МАЗ – 55% (+13%) и КАМАЗ – 27% (–16%). Доля китайских производителей составила 15% с преобладанием марок JAC и FAW.

Внешние пульты управления процессом загрузки/прессования/выгрузки отходов дублируются с каждой стороны кузова. Управление всеми циклами возможно в трех режимах – автоматическом, полуавтоматическом и ручном

Учитывая потребности рынка, завод КДМ также расширил модельный ряд городских мусоровозов с задней загрузкой модели «СМ» на базе среднетоннажников. Так, по итогам 2024-го продажи мусоровозов СМ10 на базе Компас 12 составили 13% от общего портфеля заказов завода (+3% к 2023-му). Если рассматривать модельный ряд в целом, то наибольшей популярностью, или 62% (+10%), пользуются вместительные СМ16 в различных модификациях на базе МАЗ-5340 и JAC N200. Последний, кстати, в 2023 году был признан победителем конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в номинации «Спецтехника». Среди крупнотоннажных моделей СМ18 и СМ22 лидируют базы КАМАЗ-65115 и МАЗ-6312 с долей в 21%.

Универсальная «гребенка» позволяет выполнять операции с контейнерами различных типов и размеров вместимостью от 60 до 1100 л

Что представляет собой мусоровоз СМ10 на шасси КАМАЗ Компас 12? Его отличительная особенность от аналогов – повышенная эффективность и вместимость за счет высокого регулируемого коэффициента прессования до 1:7, как и на больших мусоровозах. Это позволяет загружать в бункер ёмкостью 10 кубов до семидесяти 1100-литровых контейнеров. Машина может выполнять операции с контейнерами различных типов и размеров вместимостью от 60 до 1100 л. Мусоровоз с номинальной грузоподъёмностью четыре тонны отличается повышенной маневренностью благодаря длине всего 7,7 м. Такие спецмашины пользуются спросом у мусоровывозящих компаний в регионах с плотной городской застройкой.

Объём основного накопителя – 10 м³, загрузочной ванны – 1 м³. Грузоподъёмность опрокидывателя – до 1 т. Конструктив основного накопителя отличает килевидное дно, позволяющее собирать фильтрат и отводить его в специальные баки. Кроме того, такая форма придает дополнительную жесткость всей конструкции

Стоит ли удивляться, что машиной заинтересовалась компания «Макраб»? Компания с 2000 года обслуживает предприятия Ярославля и Ярославской области, предоставляя им услуги в сфере обращения с отходами. В автопарке 40 единиц коммунальной техники (мусоровозы, бункеровозы, грейферы, вибрационные катки), в том числе мусоровоз и крюковый погрузчик на шасси КАМАЗ Компас 12, 360 бункеров для вывоза отходов ёмкостью от восьми до 30 м³ и собственная мусоросортировочная станция в Ярославле.

Установленные на передней панели монитор-планшет, через который водитель получает путевое задание (слева), и пульт управления с flash-картой, позволяющей в том числе менять настройки работы оборудования, например изменять скорость и коэффициент прессования, а также осуществлять его диагностику

От первого лица


Илья Посконнов,
генеральный директор компании «Макраб»,
высокого мнения о технических и эксплуатационных параметрах
мусоровоза СМ10 на шасси КАМАЗ Компас 12...
«В 2023 году мы взяли на тест мусоровоз СМ10 на шасси Компас 12. Опыт эксплуатации оказался положительным, и мы приобрели такую машину. Она позволила нам значительно расширить круг клиентов, которые находятся в стесненных условиях центра города, особенно его исторической застройки с низкими арками и тесными дворами, куда стандартный мусоровоз просто физически зайти не может. Устраивают нас и её технические параметры.

Среди плюсов СМ10 можно отметить достаточно большие грузоподъёмность и объём вмещающихся в кузов отходов. Нам даже пришлось снизить плотность прессования, благо конструкция рабочей гидравлической системы позволяет это сделать, поскольку мы сортируем отходы и нам важен процент их отбора. Когда отходы сильно спрессованы, снижается доля полезного отбора на мусоросортировочной станции. В то же время на дальних рейсах, когда важен объём загрузки, плотность прессования можно повысить. Поэтому возможность регулировки коэффициента прессования самой эксплуатирующей организацией также можно отнести к несомненным плюсам смоленского мусоровоза.

Хочу также отметить, что по эксплуатационным затратам содержание Компас 12 гораздо выгоднее по сравнению с полноразмерными мусоровозами на шасси КАМАЗ, так как себестоимость вывоза отходов у него существенно ниже. С технической точки зрения за полтора года эксплуатации СМ10 у нас не было каких-то серьезных к нему нареканий, за исключением разве что лопнувшей крестовины кардана после пробега 60 000 км и выхода из строя кнопочного блока управления, который, впрочем, производитель оперативно заменил буквально в течение двух дней».