Между рейсами

БАБОЧКА, БУЛЬДОГ И ДРУГИЕ

Питер Хелк и его автомобили

Антон Циперман,

иллюстрации с сайтов peterhelck.com, macktrucks.com и ряда других

В первой половине ХХ века бурное развитие автомобильной промышленности сопровождалось и рекламными публикациям. Однако, для их иллюстрации использовались не только фотографии, но и работы художников. И здесь можно припомнить почти неизвестного в России американца Питера Хелка (Peter Helck). Кстати, в июне нынешнего года исполнится 130 лет со дня его рождения. С учетом специфики сайта мы приведем лишь краткую биографию мастера и ряд его работ, хотя в целом в произведениях Хелка, не говоря уже об автогонках – его любимой темы, представлен практическим весь американский автопром того времени
Питер Хелк родился 17 июня 1893 года в округе Манхэттен, Нью-Йорк. Он рано проявил интерес к автомобилям и еще мальчишкой частенько напрашивался пассажиром в спортивные автомобили во время их обкатки - тогда мастерские по их строительству не были редкостью и часто располагались в обычных коммерческих гаражах. Однако, пожалуй, ключевым моментом биографии будущего художника стало посещение гонок на кубок Вандербильта на Лонг-Айленде в 1906 году, после которого юный Питер начал рисовать автомобили «всерьез», причем в весьма своеобразной манере. Позже, когда он изучал искусство в Нью-Йорке, он мог рассматривать и рисовать новые автомобили, выставленные в демонстрационных залах и на площадках их местных продавцов, что способствовало росту мастерства автора.

С начала 20-х годов прошлого века Хелк стал весьма востребованным иллюстратором для журналов и художником по рекламе. Его работы часто касались промышленных сцен или показывали автомобили, грузовики и локомотивы, причем не только на выставках. В этот же период он писал картины знаменитых автомобильных гонок, будучи с детства страстным поклонником этого вида спорта. Разумеется, Хелк работал во многих крупных автомобильных журналах, в частности в Autocar, который командировал его в Англию и на крупные гонки во Франции и Италии. В 1930-х годах нефтяная компания Синклера заказала Хелку составление дорожной карты большого формата. Эта карта после широкой публикации во многом способствовала популяризации автомобильного туризма. В 1944 году мастер написал специальную серию картин для журнала «Esquire», в которых воссоздал дух автомобильных гонок первых десятилетий ХХ-го века. Именно за этот жанр его больше всего помнят сегодня.
В 1945 году Питер Хелк был избран в Национальную академию дизайна в качестве ассоциированного члена, а в 1950-м стал ее действительным членом в статусе академика.
Питер Хелк с сыном за рулем спортивного ретро-автомобиля
У художественного творчества Хелка была и другая сторона. Так, за годы жизни он создал ряд работ, которые относил к собственному видению изобразительного искусства. Часто это были городские пейзажи. Композиции были очень динамичными, в них преобладали смелые диагонали, но цвета, как правило, были приглушенными, временами даже мрачными. Человеческая фигура, когда она присутствовала, обычно была подчинена общей композиции. Вместе с тем, она всегда была написана с определенным изяществом и индивидуальностью. Бескомпромиссный реализм произведений Хелка, конечно, не соответствовал художественным течениям середины прошлого века, поэтому многие его работы и по сей день остаются в значительной степени неизвестными (хотя автор считал их лучшими).

Питер Хелк скончался 35 лет назад, 22 апреля 1988 года, в городке Бостон-Корнер, штата Нью-Йорк. Помянем мастера добрым словом...

Наследие Питера Хелка: эти книги можно купить на Amazon, а рисунки до сих пор встречаются на интернет-аукционах

Как говорилось выше, в работах Хелка можно найти практически все бренды американского автопрома того времени. На заставочной иллюстрации - реклама Chevrolet.

К слову, существует несколько версий появления логотипа этой компании, но все они так или иначе связаны с её сооснователем - Уильямом Дюрантом. Хотя его дочь в своих воспоминаниях утверждала, что это ничто иное, как стилизованный  галстук-бабочка (это пояснение названия публикации - авт.).

С вашего позволения, немного экзотики из прошлого века: текст на рекламном развороте Chevrolet. Впрочем, вполне себе современный (перевод автора, в кратком изложении):
■ это грузовики для большой и тяжелой работы, потому что от двигателя до задней оси они специально спроектированы для нее;
■ они: а/ требуют минимум времени на техническое обcлуживание; б/ обходятся дешевле <в эксплуатации> в расчете на тонно-милю; в/ при всех своих конструктивных особенностях и повышенной прочности дешевле конкурентов...
И цитата: «Если вам предстоят сложные грузоперевозки или любая другая тяжелая работа, вы сразу обнаружите, что только лишь грузовики Chevrolet будут работать на вас за меньшие деньги. Ваш дилер Chevrolet будет более чем рад <в подтверждение> предоставить вам все факты и цифры. Почему бы не запланировать встречу с ним на ближайшее время?».
Питер Хелк и Mack Trucks
Как говорилось выше, Питер Хелк рисовал самые разные грузовики и автобусы. Например, это были «Маки»...


Для справки. Mack Trucks, Inc. - американская компания по производству грузовиков, но ранее в продуктовой программе были также автобусы и троллейбусы.
Она была основана в 1900 году как Mack Brothers Company и выпустила свой первый грузовик в 1905-м.
Современное ее название появилось 101 года назад - в 1922-м. И в том же году бульдог стал корпоративным символом (это еще одно пояснение названия публикации - авт.)...


Как гласит легенда, эти грузовики получили свое, вначале неофициальное прозвище во время Первой мировой, когда британское правительство приобрело партию Mack AC для снабжения передовых позиций. Своеобразная форма передка с «приплюснутым носом», выносливость и долговечность якобы напоминали солдатам талисман их страны - британского бульдога...
Простите, мы отвлеклись, далее работы Питера Хелка...
Бульдоги сегодня
Для информации. Сегодня Mack Trucks является достаточно крупным производителем средне- и крупнотоннажных грузовиков на Североамериканском континенте. Его рыночная доля в сегменте 6-8 классов от 8,8 т разрешенной полной массы до «коронокризиса» составляла без малого 10%. Особо отметим, что компания, в числе немногих в Северной Америке, сохранила собственное производство двигателей, коробок передач и мостов. Её дилерская сеть охватывает 45 стран, за пределами США работают два автосборочных завода в Австралии и ЮАР. Попытка запуска CKD-сборки в Каракасе (Венесуэла) по ряду причин закончилась неудачей.

В 1979 году Renault купила 10% акций компании, спустя три года её доля увеличилась до 20%, а годом позже, после IPO - до 40%. В 2001 году Mack, вместе с Renault Véhicules Industriels, стал частью Volvo Trucks. При этом материнская Renault получила 20% акций объединенной компании (как помните, годом позже Renault Véhicules Industriels поменяла название на Renault Trucks). Таким образом, справедливо считать, что сегодня Mack Trucks входит в Volvo Group.
И чтобы не забыть... У всех грузовиков Mack на капоте есть хромированная фигурка бульдога. Однако, как уверят настоящие поклонники марки, кое у кого есть и позолоченная! Правда она устанавливается лишь на грузовики, имеющие всю силовую линию от двигателя до мостов производства Mack Inc. Согласитесь: это редкость и думаю здесь не надо пояснять специфику американской техники. Например, под капотом может быть не только Mack, но Cummins, Paccar и даже Caterpillar! А, как известно «что может быть лучше дизеля Caterpillar!» - фраза одного из героев фильма «Конвой», 1978 г. Кстати, в фильме можно видеть пять «Маков» серии RS700...