Компании: АО «Романов»

НИШЕВЫЙ ПРОДУКТ


АО «Романов» – новый производитель грузовиков под маркой БАЗ

Компании: АО «Романов»

НИШЕВЫЙ ПРОДУКТ

АО «Романов» – новый производитель грузовиков под маркой БАЗ
Не станем интриговать читателя и сразу поясним, что никакого отношения ни к венценосной императорской семье, ни тем паче к первому секретарю Ленинградского обкома КПСС новоиспеченное АО «Романов» не имеет. Название самое что ни на есть автомобильное, полученное в честь инженера-изобретателя Ипполита Владимировича Романова, создателя первого в России электрического омнибуса (см. «Из архива»). Похвальное желание припасть к корням отечественного автомобилестроения!

Александр СОЛНЦЕВ, фото автора

Зарегистрированный товарный знак на кириллице

Теперь разберемся с брендом БАЗ. Это зарегистрированный товарный знак и пишется именно так, кириллицей, даже при поставках техники на зарубежные рынки. Cпрашивается, какое отношение АО «Романов» имеет к Брянскому автозаводу, чей официальный символ, как известно, стилизованная буква «б», заключенная в овал, помимо того, что обе компании входят в Концерн «Алмаз-Антей»?

Производственная площадь первой очереди предприятия в промзоне Шушары – 17 тысяч м². Ранее здесь велась крупноузловая сборка грузовиков MAN и Scania

Всё, что осталось от прежних владельцев: окрасочная камера… и фирменная тара

Для ответа на этот вопрос совершим небольшой экскурс в историю проекта. Свое начало она берет с Инжинирингового центра ГОЗ «Обуховский завод» (Концерн «Алмаз-Антей»). Конструкторы специально созданного Инжинирингового центра по разработке гражданской продукции, используя в том числе наработки для военных шасси дочернего общества концерна – АО «Брянский автомобильный завод», известного российского производителя военной техники, разработали грузовые габаритные шасси (ГГШ) повышенной проходимости для работы в различных областях промышленности, которые могут применяться на дорогах общего пользования. Если речь идет о наработках АО «БАЗ» — то в первую очередь об использовании уникальных транспортных осей с независимой подвеской, которые могут работать как в условиях сложного бездорожья, так и на дорогах общего пользования. Первый прототип такого шасси построили тоже в Брянске.

Сваренный каркас кабины перед окрасочной камерой. Помимо каркасов кабин в ней красят также элементы навесного оборудования, дабы защитить их от воздействия внешней среды

Линия сборки кабин каркасно-панельного типа

Далее проект развивался уже самостоятельно. Для его практической реализации приобрели индустриальную площадку общей площадью 20,9 тыс. м² (производственная площадь – 17 тыс. м²) в промзоне Шушары Санкт-Петербургского автомобильного кластера. К слову, площадка эта весьма известная в профессиональных кругах. Ранее здесь осуществлялась крупноузловая сборка грузовиков MAN и Scania, что говорит о высоком уровне её технической подготовки и соответствии мировым стандартам.

Полностью укомплектованная кабина, готовая к «женитьбе» с рамой. В конструкции подвески кабины – пружины и амортизаторы, спереди её дополняет торсион

Рамы в сборе приходят из Беларуси уже в окрашенном виде. Все соединения на болтах, сварка отсутствует. Толщина лонжеронов – 10 мм, вставок-усилителей – 8 мм, шаг технологических отверстий в лонжеронах – 50 мм

Впрочем, от прежних хозяев остались лишь голые стены, за исключением разве что окрасочной камеры да фирменной тары. Поэтому пришлось закупать необходимое оборудование, модернизировать площади под будущее серийное производство, налаживать производственные процессы. И сейчас это предприятие полного цикла со сваркой, окраской и сборкой. Численность персонала на данный момент порядка 700 сотрудников. Когда же завод выйдет на полную мощность, а для этого будет задействована ещё одна производственная площадка по соседству, их количество вырастет примерно до 1100 человек.

Уровень локализации производства превышает 90%.

В качестве примера: блок радиаторов от ПАО «Сатурн» (Омск)…

…раздаточные коробки поставляет ООО «ЗМТ» (Набережные Челны), карданы – Камский завод «Автоагрегат»…

…предпусковые подогреватели двигателя и «автономки» для кабины – ООО «Адверс» (Самара)

Предмет производства, которое стартует в июле, — семейство тяжелых грузовиков повышенной проходимости. Cерийный выпуск начнется с автомобилей 6х6 как наиболее востребованных в этом сегменте. Затем, по мере выхода на проектные мощности, появятся версии с колесными формулами 8х8 и 10х10, а в более отдаленной перспективе и 4х4. Модельный ряд состоит из шасси, седельного тягача, самосвала и автомобиля с бортовой платформой. Учитывая несколько типов кабин под разные надстройки, вариативность силового агрегата и колесных формул, величину колесной базы в диапазоне от 3500 до 6050 мм и прочие переменные параметры, общее число исполнений автомобилей семейства превышает сотню. По мнению Александра Бредихина, руководителя департамента маркетинга АО «Романов», примерно 40% в структуре выпуска придется на шасси, 30-33% – на самосвалы, в качестве «придворных» поставщиков самосвальных платформ уже фигурируют подмосковная Бецема и питерский V-Trailer. Ещё 20% выпуска займут шасси под разного рода надстройки, оставшиеся проценты придутся на долю бортовых грузовиков.

Элементы независимой подвески: верхний и нижний рычаги, пружина, полуосевой кардан… Причем теоретически полуоси взаимозаменяемы: у них унифицированные колесные редукторы, поворотные кулаки и подрамники. В перспективе, когда дело дойдет до машин с колесной формулой 8х8 и 10х10, каждая полуось может быть поворотной. Тормоза всех колес барабанные

Геометрия нижнего профиля независимой подвески сулит экономию в эксплуатации: здесь нет подверженных повреждениям выступающих элементов, стало быть, не придется тратиться и на их ремонт

Изюминка конструкции, безусловно, — независимая подвеска всех колес с военной родословной, обеспечивающая высокие плавность хода и проходимость. Последняя характеристика подкрепляется межосевыми и межколесными блокировками, односкатной ошиновкой плюс системой централизованной подкачки шин. В этом смысле БАЗ — уникальное предложение на рынке автомобильной дорожной техники, исключая, пожалуй, уходящую натуру в лице Tatra. Но в основе легендарной конструкции Ганса Ледвинки хребтовая рама с трубой, соединяющей между собой двигатель и все элементы трансмиссии. У БАЗа же оригинальная пружинная подвеска, геометрия нижнего профиля которой представляет собой полукруг, что позволяет работать в сложных дорожных условиях без опасений повредить несущие элементы кузова, агрегатов и подвески.

Бортовой БАЗ-S34A31 c самой длинной базой – 6050+1500 мм. Кабина с одним спальным местом стандартной высоты

Как уже говорилось выше, важным преимуществом грузовиков семейства БАЗ является высокая вариативность. Конструкторы АО «Романов» разработали пять типов кабин, понятно, каркасно-панельного типа, предназначенных для различных видов надстроек и режимов работы. В зависимости от специфики использования можно выбрать из двух «дневных» кабин (без спального места), которые представлены в низком и стандартном исполнении, или же сделать свой выбор из трех «ночных» типов (с одним или двумя спальными местами), также в нескольких исполнениях – низкая, стандартная и высокая.

Как расшифровывается буквенно-цифровой индекс автомобиля:

– S – колесная формула 6х6;

– 3 – полная масса от 29 до 36 т;

– 4 – вариант исполнения кабины;

– А – полный привод;

– 3 – бортовой автомобиль (0 – шасси, 1 – тягач, 5 – самосвал);

– 1 – вариант исполнения

Несколько слов о силовом агрегате. Пока в этом качестве выступает связка 367-сильного ЯМЗ-6531, в девичестве Renault DCi 11, и 9-ступенчатой МКП ЯМЗ-1909. Силовые агрегаты приходят из Ярославля уже в сборе. В дальнейшем компанию им составит новейшая 12,4-литровая рядная «шестерка» ЯМЗ-775 в паре с механической «четырнадцатиступкой» ЯМЗ-2314. Наконец, ещё одна альтернатива – Weichai WP12 c МКП Fast Gear. В перспективе нельзя исключать и появление роботизированной китайской МКП.

Cиловой агрегат в сборе поступает из Ярославля. В данном случае это 367-сильный ЯМЗ-6531, в девичестве Renault DCi 11, и 9-ступенчатая МКП ЯМЗ-1909

В перспективе линейку силовых агрегатов пополнит новейшая 12,4-литровая рядная «шестерка» ЯМЗ-775 в паре с механической «четырнадцатиступкой» ЯМЗ-2314. На снимке к двигателю пристыкована ЯМЗ-239

Возвращаясь к подвеске. Нагрузка на каждую ось составляет 12 т, а грузоподъемность шасси стартует от 20 т. В исполнении седельный тягач БАЗ может буксировать полуприцеп массой до 95 т при полной массе автопоезда до 110 т. Автомобиль нечувствителен к погодным или климатическим факторам и может работать как при –40 °С, так и при +40 °С.

Фрагмент интерьера кабины. Рулевая колонка регулируется по вылету и углу наклона. Приборная панель с ЖК-дисплеем, климат-контроль, USB-выходы, электростеклоподъёмники, круиз-контроль, датчики дождя и света, удобные сиденья на пневмоподвеске с подогревом и регулировкой поясничного подпора…

Моторный тормоз (заслонка в выпускной системе) активируется миниатюрной педалькой в полу

Ещё один важный фактор, тем более в условиях санкций, – высокий уровень локализации, превышающий 90%. Помимо своих собственных производственных возможностей и компетенций предприятие в короткие сроки сформировало надежную базу поставщиков ключевых узлов и компонентов шасси. В качестве партнеров были выбраны ведущие российские и белорусские производители. Независимость от зарубежных поставщиков позволяет обеспечить своевременное и оперативное техническое сопровождение.

Два варианта привода МКП. В стандартной комплектации он механический – переключение передач осуществляется обычным рычагом с флажком демультипликатора. В качестве опции – электропневматический привод от челнинской компании «Кора инжиниринг»

Судя по технико-эксплуатационным характеристикам, автомобили семейства БАЗ будут востребованы в таких отраслях, как нефтегазодобывающая, строительная, дорожно-строительная, сельскохозяйственная, лесозаготовительная, горнодобывающая, а также в охранных структурах, МЧС и т.д. Реализация машин предполагается через официальных дилеров, производителей различных надстроек, а также напрямую конечным потребителям, в том числе крупным корпоративным заказчикам. В рамках реализации сбытовой стратегии предприятие уже заключило партнерские соглашения с несколькими профессиональными компаниями, известными на рынке тяжелой техники и имеющими значительный опыт работы в области поставок и обслуживания коммерческой и специальной техники, производства надстроек.

Шины производства Кама Tyres и Белшина трех типоразмеров: 16R20, 14R20 и 395.85R20

Емкость топливных баков (компания «Бакор», Набережные Челны) варьируется от 400 до 700 л. Внешние зеркала заднего вида с подогревом от НПО «Астрофизика» (Москва)

Плановый темп производства – две машины в день. До конца года АО «Романов» намерено собрать не менее 200 автомобилей, а проектная мощность завода рассчитана на ежегодный выпуск 2000 ед. Предприятие берет на себя гарантийные обязательства сроком 24 месяца либо 150 000 км, при этом заявленный производителем жизненный цикл автомобилей составляет 10 лет или 1 000 000 км.

Из архива


ИППОЛИТ РОМАНОВ

Как следует из книги «Автомобили России и СССР» Льва Шугурова, петербургский изобретатель спроектировал четыре модели электромобилей: двухместная (с открытым и закрытым кузовом), четырехместная, а также 17-местный и 24-местный омнибусы. Первый в России электрический омнибус, построенный в 1899 году, имел остеклённый кузов с двумя площадками и мог перевозить 15 сидящих и двух стоящих пассажиров. 44 аккумуляторные батареи, размещенные в восьми ящиках в задней части кузова, обеспечивали пробег 64 км (по другим данным – 68 км). Два электродвигателя общей мощностью 8,83 кВт, что эквивалентно 12 л.с., разгоняли машину снаряженной массой около 1600 кг до 11 км/час.
Здесь надобно заметить, что Романов придавал большое значение снижению массы электромобиля. Так, например, аккумуляторы конструкции Романова имели более тонкие пластины, чем большинство тогдашних батарей, и располагались не вертикально, а горизонтально. Масса решеток, составлявших основу этих пластин, равнялась 30% от общей массы, в то время как у аккумуляторов других конструкций этот показатель достигал 66%. Кроме того, своей малой массой электромобили Романова обязаны и специальному легкому листовому материалу для панелей кузова. Его получали путем спрессовки холста и древесины, пропитанных органическими клеями.
В 1901 году омнибус Романова прошел испытания в Санкт-Петербурге и по их результатам был признан представляющим удобство, безопасным для уличного движения и общественного пользования. На этом основании Городская дума разрешила Ипполиту Владимировичу открыть в столице регулярное движение на десяти маршрутах. Романов предполагал организовать акционерное общество для эксплуатации в городе 80 электрических омнибусов. Увы, довольно тяжелые финансовые условия, выдвинутые Городской думой, и отсутствие достаточных средств не позволили воплотить это начинание в жизнь, хотя к тому времени у него уже был готов проект экипажа на 24 пассажира...

Макет омнибуса Романова, изготовленный в 2025 году Алексеем Михайловым, старшим электрогазосварщиком отдела обслуживания оборудования АО «Романов»