Между рейсами

БЕНЕФИС

MERCEDES-BENZ

В СОКОЛЬНИКАХ

Выставка автомобилей с трехлучевой звездой

Между рейсами

БЕНЕФИС MERCEDES-BENZ В СОКОЛЬНИКАХ

Выставка автомобилей с трехлучевой звездой

Игорь Ященко, рисунки автора, фото Daimler-Benz AG

В конце февраля 1973 года в московском парке «Сокольники» открылась выставка легковых и коммерческих автомобилей концерна «Daimler-Benz AG» (Mercedes-Benz Sonderausstellung), а также двигателей, технологий и сервиса. Экспозиция, размещённая в павильоне № 5 и на открытой площадке, произвела неизгладимое впечатление и способствовала, как это тогда называлось, взаимовыгодному сотрудничеству государств с различным общественно-политическим строем.

По эмоциональному воздействию этот визит немецкого автопроизводителя в столицу CCCP был вполне сопоставим с американской выставкой 1959 года, которая тоже прошла в Сокольниках и имела более широкий тематический диапазон. Из восьми представленных легковых автомобилей особо выделялись элегантный Mercedes-Benz S-Class (W 116), дебютировавший в октябре 1972-го на Парижском автосалоне, и купе 350 SLC (C 107) - сенсация 1971 года. Словно инопланетный объект, на подиуме красовался экспериментальный спорт-кар С111 с 350-сильным роторным двигателем. Эта футуристическая модель 1969 года соседствовала с тремя историческими автомобилями из заводского музея - экипажами фирм «Daimler» и «Benz» конца XIX столетия и гоночным W196, победившим в мировых чемпионатах 1954-го и 1955 года.

Полноприводный автокран Mercedes-Benz LAK 2624/6x6.

Максимальная грузоподъёмность - 12 тонн

И если экзотические для неискушенной советской публики легковушки с трехлучевой звездой представляли скорее праздный интерес, то экспозиция коммерческих автомобилей имела вполне практические последствия. Государственный Комитет по науке и технике подписал договор о сотрудничестве с немецкой компанией, и в феврале 1974-го московское представительство Daimler-Benz AG получило аккредитацию, а в 1975-м было заключено соглашение на поставку 100 седельных тягачей Mercedes-Benz LS 2232 для Совтрансавто. Вскоре в СССР появились реанимационные автомобили и многофункциональный Unimog.

В конце 1970-х Daimler-Benz AG размещал свои экспозиции на торгово-промышленных выставках «Холод-78», «Сельхозтехника-78», «Нефтегаз-78», «Авторемонт-78», «Аэропорт-79», «Техника охраны порядка-79» и других. В 1979-м Штутгарт подписал очередной контракт: советская сторона получила три сотни седельных тягачей Mercedes-Benz L 2232 S и 48 «универсалов» Unimog.

Мультилифт Meiller грузоподъёмностью 8 тонн на шасси Mercedes-Benz LP 1626

В октябре 1978-го после одобрения высшим политическим руководством СССР Daimler-Benz AG получил статус официального поставщика XXII летней Олимпиады. К началу соревнований в олимпийском автопарке находились реанимационные автомобили Mercedes-Benz L 409, работавшие в Ленинграде, Минске, Киеве, Таллине и Баку, микроавтобусы Mercedes-Benz O 309 для судейских бригад, специализированная автотехника, автомобили медицинской службы, а также легковые, в том числе длиннобазный восьмиместный Mercedes-Benz 250 Lang (W 123) с телевизионной аппаратурой. Штутгарт организовал несколько станций технического обслуживания на трассах международного сообщения Москва - Брест и Москва - Киев - Чоп, а также стал генеральным поставщиком запасных частей для всех фирм, принимавших участие в проведении московской Олимпиады.

Mercedes-Benz LPKO 1519 4х2 с каналопромывочной установкой Kuka.

Насос с приводом от КОМ обеспечивал подачу воды под давлением до 60-100 атмосфер

Вернёмся на полстолетия назад, чтобы ознакомиться с производственными достижениями концерна в Западной Германии и за её пределами. По итогам 1972 года выпуск коммерческих автомобилей впервые превысил 200 тысяч, что вкупе с легковыми (324 тысячи) позволило Daimler-Benz преодолеть полумиллионный барьер. С учётом произведённых двигателей и запасных частей в стоимостном выражении это составило почти 14 млрд DM (удвоение в течение четырёх лет), и таким образом Daimler-Benz AG прочно обосновался в первой пятёрке крупнейших промышленных предприятий Федеративной Республики Германии и занял второе место в автомобильной индустрии Западной Европы. Более половины всех выпускаемых в ФРГ грузовиков - продукция концерна, при этом в классе свыше трех тонн в Западной Германии его доля зашкаливает за 80%, а в Европейском Экономическом Сообществе (ЕЭС) превышает 25%. Таким образом, Daimler-Benz вышел на лидирующую позицию (13%) на западноевропейском рынке грузовых автомобилей. C небольшим отставанием за лидером следовали British Leyland и Ford, имевшие менее 12% каждый, и FIAT, приближавшийся к 10%.

Седельный тягач Mercedes-Benz LPK 2232 (мотор V10, 16 литров, 320 л.с.) и короткобазный полуприцеп с бетоносмесителем большой вместимости.

Эта производительная немецкая техника начала 1970-х вполне органично смотрелась бы и на современной стройплощадке

В структуре автомобильного экспорта ФРГ доля грузовиков марки Mercedes-Benz грузоподъёмностью более трех тонн превышала 80%, и в 1972 году половина всех выпущенных на германских заводах Daimler-Benz AG автомобилей общего назначения была экспортирована в 155 стран. Успешному продвижению концерна в странах ЕЭС способствовала организация крупносерийного выпуска кабин на новом заводе в Вёрте, развёрнутого в середине 1960-х годов, а также рациональное распределение производства комплектующих на других предприятиях.

Важная составляющая успеха - разветвлённая сеть сервисного обслуживания, которая объединила около 1200 станций на территории ФРГ и обеспечила работой без малого 50 тысяч специалистов. Ещё 45 тысяч человек были заняты на 3600 объектах сбыта и станциях технического обслуживания за пределами Западной Германии, а именно в 170 странах.

К 1973 году у Daimler-Benz AG было около 23 тысяч поставщиков, из которых три тысячи являлись ключевыми в производственной цепочке.

Mercedes-Benz L 408 медицинской службы - плод кооперации с фирмой Binz.

В Советский Союз эти автомобили поставлялись с реанимационным оборудованием

На заводах концерна работал почти каждый третий из 350 тысяч занятых в автомобильной промышленности ФРГ. С учётом заграничных предприятий, в которых Daimler-Benz AG имеет долю 50% и выше, штат сотрудников увеличивается до 150 тысяч.

Производство коммерческих автомобилей Mercedes-Benz, сосредоточенное в городах Мангейм, Гагенау, Вёрт, Дюссельдорф, Берлин-Мариенфельде, и заводы Hanomag-Henschel (в составе Daimler-Benz с 1969 года) в Касселе, Бремене и Гамбурге поставляли обширный ассортимент моделей - от LCV до тяжёлых грузовиков, работающих в составе 38-тонного автопоезда.
Коммерческие модели Mercedes-Benz выпускались на собственных предприятиях концерна и на лицензионной основе механосборочными заводами в Барселоне, Белграде, Стамбуле, Тебризе, Тегеране, а также в Латинской Америке (Каракас, Сан-Пауло, Буэнос-Айрес и др.), на Африканском континенте (Касабланка, Найроби, Киншаса, Дар-эс-Салам, Ист-Лондон и др.), в странах Юго-Восточной Азии (Бангкок, Сингапур, Манила, Джакарта), Австралии и Новой Зеландии.

Mercedes-Benz LP 1319 - бескапотник с разрешенной полной массой 13 тонн и двигателем в 190 л.с., о чём свидетельствуют цифры в обозначении модели

Коммерческий модельный ряд Mercedes-Benz с широкой унификацией рам, кабин и агрегатов подразделялся по разрешенной полной массе на пять категорий: лёгкая (Leicht-Transporter, от двух до четырех тонн); Transporter (3,5-6,3 т); малой грузоподъёмности с кабиной над двигателем (Leichte LKW, масса от 5,9 до 9 т); средней грузоподъёмности (Mittelschwere LKW, 9-18 т) и большой грузоподъёмности (Schwere LKW, 14-26 т).
Также в этом разнообразном семействе грузовых автомобилей использовалась система буквенно-цифровых обозначений: A - привод на все колёса, K - самосвал, S - седельный тягач, L - грузовик с коротким капотом (т.н. Kurzhauber - «коротконосый»), LP - грузовик с кабиной над двигателем, LA - полноприводный грузовик с коротким капотом, LPL - бескапотный грузовик с пневматической амортизацией.
Тип самосвала расшифровывался следующим образом: LK - модель с коротким капотом, LPK - бескапотник, LAK - полноприводный с коротким капотом, LAPK - полноприводный бескапотник.

Mercedes-Benz LPL 2232 со съёмной бортовой платформой

Седельные тягачи имели обозначения LS, LPS, LAS и LPSL - это соответственно короткий капот, кабина над двигателем, короткий капот в сочетании с полным приводом и бескапотник с пневматической амортизацией. Трёх- и четырёхзначные числа указывали на общий вес грузового автомобиля и мощность двигателя (DIN), делённую на 10, а в обозначении трёхосных моделей добавлялась колёсная формула. Так, например, Mercedes-Benz LPS 2032/6x2 - трёхосный седельный тягач общим весом 20 тонн с двигателем мощностью 320 л.с. и одной ведущей осью. Из специализированной техники в Сокольниках были представлены бетоносмеситель, лесовоз, самосвал, автокран, автовышка, пожарный, каналопромывочный и другие автомобили. Незаменимый на стройплощадке Mercedes-Benz LPK 2232/6x4 оснащён 16-литровым 320-сильным дизелем V10 с непосредственным впрыском и 8-ступенчатой КП ZF. Барабанный «миксер», установленный на полуприцепе, приводится в действие 6-цилиндровым дизелем с гидравлическим насосом и планетарной передачей. Эта система обеспечивает строительную бригаду 10 кубометрами бетонной смеси.

Mercedes-Benz O 309. Максимальная вместимость - 20 пассажиров, два варианта высоты кузова (1750 и 1900 мм). Использовался на летних Олимпиадах в Мюнхене и Москве

Для её подачи на высоту до 80 метров предназначен другой спецтранспорт - автобетононасос Mercedes-Benz LP 1313 с допустимым полным весом 13 тонн, об этом свидетельствуют две первые цифры в обозначении данной модели. Автомобиль с 6-цилиндровым дизелем (5,7 л, 130 л.с.) и 5-ступенчатой трансмиссией имеет комбинированную тормозную систему - 2-контурная гидравлическая и 1-контурная пневматическая. Бетононасосный узел производительностью около 60 куб. м (в зависимости от консистенции смеси) состоит из 450-литрового бака для воды, масляного бака ёмкостью 150 литров, двух нагнетательных и двух гидравлических рабочих цилиндров. В комплектацию входят также толкатель поворотной трубы, загрузочная воронка ёмкостью 350 литров, система регулировки оборотов двигателя и осевого поршневого насоса, водяной насос, тросовая лебёдка, инструмент, прожектор и распределительный механизм пневматического типа. Работа трёхколенной шарнирной распределительной мачты обеспечивается гидравлическим насосом, пневматической установкой, опорными лапами и блоком управления.

52-местный междугородник Mercedes-Benz O 302 - экспонат выставки в Сокольниках.

В заднем свесе - 240-сильный 6-цилиндровый дизель. В 1974 году на мировом чемпионате по футболу этими автобусами пользовались сборные ФРГ и других стран

Ещё один помощник на строительной площадке - автокран с максимальной грузоподъёмностью 12 тонн на шасси Mercedes-Benz LAK 2624/6x6 с 240-сильным дизелем. Этот представитель семейства «коротконосых» имеет гидравлическую силовую передачу с электрогидравлическим устройством, предохраняющим подъёмный и передвижной механизм стрелы (рабочий диапазон - 360°) от перегрузки. Максимальная грузоподъёмность телескопического крана при высоте стрелы 15 метров и вылете 3,1 м составляет 2,5 т, а в почти горизонтальном положении и вылете 12 м - 1 тонну. Со стройплощадки перенесёмся на лесоповал, где трудится ещё один Kurzhauber - полноприводный Mercedes-Benz LAK 2624/6x6. Специализация этого грузовика с 12-литровым 6-цилиндровым дизелем (240 л.с.), 6-ступенчатой КП ZF и 2-контурной пневматической тормозной системой - перевозка длинномерных лесоматериалов. Его длина без двухосного 20-тонного прицепа-роспуска - 7,6 м, и за счёт вытягивания дышла прицепа расстояние между тележками увеличивается до 11,5 метра, что позволяет перевозить брёвна длиной до 20 метров.

Полноприводный Mercedes-Benz Unimog U65 mit Schienensystemen, способный двигаться по железнодорожной колее шириной 1585 мм с балластом в кузове до 2 тонн.

Скорость от 4,5 до 65 км/час (максимальная разумеется без вагонов на сцепке)

Во время холостых пробегов 8-колёсный прицеп с тяговой трубой и поворотным кругом транспортируется на раме грузовика. Прицеп имеет пружинный энергоаккумулятор для торможения двигателем и тросоотпускное устройство. Оригинальная конструкция опоры заднего моста в сочетании с блокировкой дифференциала позволяет эксплуатировать Mercedes-Benz LAK 2624/6x6 на труднодоступных участках. Наряду с традиционными самосвалами в семействе коммерческих автомобилей были и Mercedes-Benz LP 1624 и LP 1626 - т.н. скатные самосвалы со съёмным кузовом-контейнером Meiller (ёмкость около 30 куб. м) и шарнирно-телескопической опрокидывающей рамой. Они предназначены для перевозки объёмных грузов на промышленных предприятиях, в торговой сети и на других объектах. Как следует из обозначения, модели различаются дизельными двигателями с непосредственным впрыском: в первом случае - 6-цилиндровый 240-сильный (11,6 л) вкупе с 6-ступенчатой КП, а во втором - V8 мощностью 256 «лошадок». Процесс присоединения и блокировки контейнера в транспортном положении полностью автоматизирован.

Мобильная телевизионная станция Гостелерадио СССР, работавшая на Олимпиаде-80. Шасси Mercedes-Benz LP 1313, кузов фирмы «Drögmöller»

Полвека назад Daimler-Benz AG предлагал также широкий ассортимент мало- и среднетоннажных автомобилей с пятью вариантами колёсной базы, объединённых в 11 весовых категорий. Наряду с бортовыми платформами (включая съёмные на телескопических домкратах) на шасси этих коммерческих моделей (семейства L и LP) устанавливались разнообразные специализированные кузова: стальные цистерны, алюминиевые фургоны для доставки продовольственных товаров на поддонах, обогреваемые пластиковые изотермические фургоны для перевозки цветов, рефрижераторы для замороженных продуктов, фургоны для скота и лошадей, кузова с трёхсекционными бортовыми сдвижными дверями для доставки напитков, стеллажи для газовых баллонов, мебельные фургоны, эвакуаторы, контейнеры с телескопическим подъёмником для обслуживания аэропортов и другие варианты. Стандартный двигатель для этого многочисленного семейства - экономичный 130-сильный 6-цилиндровый дизель с непосредственным впрыском в сочетании с 5-ступенчатой коробкой передач.

В течение 20 лет Daimler-Benz AG стал крупнейшим в ФРГ поставщиком шасси для специализированной техники - рыночная доля концерна в этом сегменте составляла около 80%. Впечатляет гамма автомобилей для коммунального хозяйства (Mercedes-Benz Kommunalfahrzeuge): вывоз мусора, очистка улиц и каналов, зимняя уборка, телескопические вышки для обслуживания городской электросети, мостов, туннелей, высотных зданий и др. В обозначении этого транспорта присутствует буквенное сочетание KO, и один из представителей Kommunalfahrzeuge - каналоочиститель Mercedes-Benz LPKO 1519 с устройством фирмы «Kuka». Сопло шланга высокого давления (60-100 атмосфер) вводится в канализационный колодец, и отложения, смытые мощным потоком воды (300 литров/мин), откачиваются в отсеки автомобиля - этот процесс не требует привлечения рабочих для спуска в канализационную систему. Кстати сказать, одна каналопромывочная установка, закупленная у Daimler-Benz AG и трудившаяся на московских улицах в 1970-80-х годах, благополучно дожила до распада Советского Союза. В столичном коммунальном хозяйстве преимущественно в качестве подметальщиков использовались также автомобили Unimog.

Столь же внушителен ассортимент автомобилей пожарной службы (Mercedes-Benz Feuerwehrfahrzeug, F в обозначении моделей) и автобусов. На первом этаже павильона в Сокольниках рядом с реанимационным Mercedes-Benz L 408 демонстрировался 12-метровый 52-местный туристический автобус О 302, а вся автобусная программа концерна охватывала модели вместимостью от 10 до 115 человек. В 1972-м объём производства этой техники (включая отдельное шасси) составил около 12 тысяч (О 302 - 4,5 тыс.), причём на экспорт ушло более 70%, а доля Mercedes-Benz на автобусном рынке ФРГ превышала 45%. Выставленный в Сокольниках экземпляр - продукция завода в Мангейме, входившего в число крупнейших автобусных предприятий мира. К 1973 году тираж Mercedes-Benz Type O 302, выпускавшегося в 12 модификациях с середины 1960-х, превысил 20 тысяч, и этот красивый и комфортабельный междугородный автобус с большой площадью остекления имел эффективную систему кондиционирования салона, кухню, бар, туалет и багажный отсек ёмкостью 6,6 куб. м.

Если даже после выставки в Сокольниках исчерпывающее представление о модельной гамме Mercedes-Benz имел крайне узкий круг специалистов и энтузиастов, то с августа 1973-го, когда состоялся премьерный показ телефильма «Семнадцать мгновений весны», одну модель Mercedes-Benz «знал в лицо» буквально весь Советский Союз.

Конечно же, это Mercedes-Benz Typ 230 (W 143) - автомобиль бессмертного штандартенфюрера (он же полковник) Макса Отто фон Штирлица - он же Максим Максимович Исаев, Всеволод Владимирович Владимиров и Вячеслав Васильевич Тихонов.

Эта модель среднего класса (Mittelklasse - современный европейский сегмент D) выпускалась с 1936-го до 1941-го и оснащалась рядной бензиновой «шестёркой» (2,2 л, 55 л.с.) вкупе с 3-х и 4-ступенчатой механической трансмиссией

Для советской аудитории это был, образно говоря, недосягаемый туристический «космос», и, вспоминая этот праздник жизни, устроенный Daimler-Benz AG в столичном парке, будем надеяться, что звезда Mercedes-Benz когда-нибудь вновь засияет на российском небосводе…
МИМОЕЗДОМ
ПОДАРКИ ДЛЯ ГЕНСЕКА

Mercedes-Benz 350 SLC (C 107) - классический дизайн Фридриха Гейгера и Йозефа Галлицендорфера, «звезда» Парижского автосалона 1971 года и один из восьми легковых автомобилей, представленных на выставке в Сокольниках.

Среди счастливых обладателей этого элегантного купе - одного из самых востребованных в своём классе, был дорогой Леонид Ильич, который, поддавшись «тлетворному влиянию Запада», с удовольствием пользовался его передовыми технологиями. В коллекции члена Союза журналистов и Союза писателей СССР имелись и другие модели Mercedes-Benz, в том числе подаренные федеральным канцлером ФРГ Вилли Брандтом и Генеральным секретарём ЦК Социалистической единой партии Германии Эрихом Хонеккером.

В июне 1973-го, когда политическая разрядка приближалась к кульминации, верный ленинец и неутомимый борец за мир пополнил свой гараж ещё одним замечательным автомобилем. Находясь в США с ответным визитом, Леонид Ильич получил от американских бизнесменов желанный подарок - 5,7-метровый 6-местный седан Lincoln Continental (цена в базовой комплектации - $7474), который в Кэмп-Дэвиде ему вручил президент Ричард Никсон. Этот визит советского лидера в Соединённые Штаты завершился весьма позитивно - был подписан договор о сокращении стратегических вооружений и ряд соглашений, в частности, о предотвращении ядерной войны. Кроме того, Леонид Ильич провозгласил окончание войны «холодной», и, находясь на эмоциональном подъёме, генсек попрощался с Америкой на английском языке: «Good-bye!»

Кто бы мог подумать, что в конце 1970-х Mercedes-Benz SLC трансформируется в раллийный автомобиль. В 1977-м, после длительного перерыва, вызванного чудовищной катастрофой 1955 года на трассе в Ле-Мане, Mercedes-Benz триумфально вернулся в автоспорт. Заняв первое, второе, шестое и восьмое места в марафоне «Лондон-Сидней», заводская раллийная команда, руководимая Эрихом Ваксенбергером, в ходе подготовки к предстоящему спортивному сезону к успешно дебютировавшему Mercedes-Benz 280E добавила купе 450 SLC 5.0 с 5-литровой 240-сильной алюминиевой «восьмёркой». Невероятно, но этот «болид», весивший в «боевом» исполнении полторы тонны, вошёл в историю мирового автоспорта как первый автомобиль с мотором V8 и автоматической трансмиссией, которому удалось занять лидирующие позиции на этапах World Rally Championship. Среди его достижений - первое, второе и четвёртое места в ралли «Vuelta а La América del Sud» (август-сентябрь 1978 г., Южная Америка, 30 тыс. км, 39 дней, экипаж Тимо Мякинен-Жан Тодт), второе и шестое места в «Ралли Сафари» (апрель 1979 г.), командный успех Mercedes-Benz в декабре 1979 г. - первые четыре места в ралли «Берег Слоновой Кости» (современное название - «Ралли Кот д’Ивуар»)