Актуальная информация

МЗ «ТОНАР» К БУДУЩЕМУ РОСТУ ГОТОВ

События и факты
В рамках традиционного Дня открытых дверей МЗ «Тонар» его генеральный директор Денис Кривцов рассказал о достижениях завода в 2024 году, поделился планами на будущее и представил новые модели техники. В минувшем году предприятие сохранило лидерство на рынке новых полуприцепов, выпустив продукции больше, чем в совокупности компании, находящиеся на 2-й, 3-й и 4-й позициях. Общий объём рынка составил 51 562 ед., Тонар занял на нем 23% (8300 ед.), среди российских производителей — 37%. Его доля в сегменте самосвальных полуприцепов составила 39%, изотермических/рефрижераторных - 16%, тентованных/бортовых - 18%, контейнеровозов — 49%. «В 2025-м планировали произвести 13 тысяч единиц продукции, но рынок вносит свои коррективы. Сегодня наблюдается огромный профицит прицепной техники, а спрос, наоборот, упал. Но через какое-то время наступит баланс, мы будем основным производителем в стране и готовы к этому,» - заявил Денис Кривцов.

При этом уровень локализации производства МЗ «Тонар» в 2024-м составил более 70%, планируется увеличить этот показатель до 80%. Компания компенсирует 100% утилизационного сбора, составляющего 1 600 000 с НДС, без повышения стоимости продукции.

МЗ «Тонар» продолжил курс на модернизацию. Сейчас уровень автоматизации и роботизации процесса производства составляет 80%. В 2024 году на предприятии установили восемь роботов, в результате чего их общее количество достигло 83. Знаковым для завода проектом стало внедрение уникального комплекса по полной сварке рам полуприцепов, состоящего из 12 роботов, которые были закуплены в 2023 году. Новое решение позволяет увеличить производительность труда в два раза.

Второй важный проект — новый пресс для изготовления сэндвич-панелей, который позволяет компании увеличить производство изотермических кузовов в два раза. Ранее на предприятии использовалась технология, предполагающая заливку пенополиуретана в закрытую форму, это не гарантирует равномерное распределение материала и иногда приводит к появлению пузырей, что может влиять на качество конечного продукта. Новое оборудование, которое широко используется во всем мире, позволяет избежать таких проблем, повысить качество продукции до уровня ведущих западных производителей и соответствовать всем требованиям, которые предъявляют к изотермическим кузовам крупные ритейлеры.

Что касается производства спецтехники и её узлов, то в компании быстро пришли к пониманию того, что в этой области невозможно добиться качественного прорыва без внедрения новых технологий контроля. На предприятии появились две координатно-измерительные машины, которые позволяют измерять крупногабаритные и более мелкие детали с точностью до 1,2 микрон, а также могут работать с деталями со сложной геометрией, когда нужно измерить симметричность, соосность, позиционные допуски. Инвестиции в проект составили более 100 млн руб.

Кроме того, был запущен новый участок термообработки, включающий цементационные печи, закалочные печи шахтного и подового типа, закалочные ванны, отпускные печи и установки ТВЧ для закалки валов длиной до 2000 мм. Это позволило компании своими силами выпускать, например, комплектующие для мостов и раздаточных коробок. «Таким образом, мы получили новые компетенции, и вышли на качественно новый уровень производства, что также приблизило нашу продукцию к лучшим образцам западной техники», — подытожил генеральный директор МЗ «Тонар».

На сегодняшний день завод производит более 150 моделей прицепной техники: самосвальные, бортовые, тентованные, изотермические полуприцепы, полуприцепы-контейнеровозы, полуприцепы-сортиментовозы, а также сельхозтехнику (бункеры-перегрузчики и др.) и технологический транспорт (карьерные самосвалы, автопоезда, специальные прицепы для перевозки полезных ископаемых и др.). Компания активно разрабатывает и выводит на рынок новые модели техники.

Так, например, на Дне открытых дверей была представлена новая модель внедорожного самосвала ТОНАР-7504 с колёсной формулой 6х4 грузоподъёмностью 55 т. Его клепаная рама с минимумом сварки хорошо выдерживает торсионные нагрузки. Предусмотрены два варианта кузова для разных условий работы: стандартного объёма (38 куб. м) с «шапкой» для перевозки скальной породы и увеличенного объёма (42,5 куб. м) с «шапкой» для перевозки угля. В числе основных особенностей машины — запатентованная необслуживаемая подвеска на резиновых упругих элементах.

Ещё одна новинка - трехосный самосвальный полуприцеп ТОНАР-SH3D-33 (95897), разработанный для эксплуатации с тягачами 4х2/6x4. Снаряжённая масса — 9500 кг, объём кузова — 33 куб. м. Двускатная ошиновка всех колес помогает экономить на шинах и сокращает эксплуатационные расходы. Ранее МЗ «Тонар» производил такие полуприцепы для Африки, теперь разработана модель и для России.

Отметим и другую разработку подмосковного завода – 13,6-метровый рефрижераторный полуприцеп ТОНАР-97861. Объём кузова — 87 куб. м. Снаряжённая масса с ХОУ — 8950 кг. За счет конструкции с интегрированной рамой внутренняя высота полуприцепа увеличена до 2616 мм, как и у изделий европейских производителей. Облегченная модульная рама выполнена из высокопрочной стали. Цинкование защищает её от воздействия влаги, соли и других агрессивных веществ, обеспечивая устойчивость к коррозии и долговечность. Трассировка термо- и влагостойкой пневмопроводки не по раме, а по металлическому пруту препятствует её истиранию во время эксплуатации и минимизирует простои, связанные с ремонтом. Для движения задним ходом предусмотрены два боковых и два задних дополнительных диодных фонаря.

Утопленные такелажные рейки и нижние боковые профили позволили увеличить ширину кузова с 2460 до 2465 мм, а встроенные в потолок фонари увеличили погрузочную высоту и обеспечили долговечность системы освещения полуприцепа. В ходе его создания перед компанией стояла задача приблизиться к европейским аналогам с точки зрения не только габаритов, но и расхода топлива. С этой целью была разработана облегченная ось с дисковыми тормозами ТОНАР-90433. Толщина стенок балки новой оси уменьшена с 13 до 12 мм. Ступичный узел модернизирован: обновлена ступица и установлен облегченный блок-подшипник с улучшенным накатом, вылет колесного диска составил 120 мм. В результате вес 3-осного осевого агрегата уменьшился на 100 кг, а потребление топлива снизилось.

Кроме того, компания предприняла значительные усилия в области повышения качества послепродажного обслуживания клиентов со стороны сервисных партнеров и дилеров. В 2025 году заработал корпоративный гарантийный портал для сбора информации обо всех обращениях клиентов в сервисные центры (когда и какая проблема возникла, что было сделано и т.п.). Сбор и анализ этих данных помогает МЗ «Тонар» постоянно повышать качество обслуживания клиентов. Изменились и требования к официальным дилерам. Теперь каждый из них обязан иметь в штате инженера по послепродажному обслуживанию, которому всегда можно позвонить и задать вопрос о том, является ли ваш случай гарантийным, в какой сервис стоит обратиться за решением определенной проблемы или как ускорить доставку той или иной запчасти.

Cущественно расширен перечень компонентов, на которые действует гарантия 36 месяцев. Как пояснил Денис Кривцов, теперь она распространяется на все, кроме тех компонентов, которые имеют ограниченный срок службы — речь идет о тормозных колодках, барабанах, тормозных дисках и пластиковых петлях «шторников».

*****

ТОНАРУ 35 ЛЕТ

30 ноября предприятие из подмосковной деревни Губино, начинавшее свою деятельность с выпуска прицепов для легковых автомобилей и торговых ларьков под брендом Тонар (Товары народу) отпразднует свое 35-летие. Нынешняя территория ведущего российского производителя прицепной техники составляет 45,9 га, а склада готовой продукции - 9,3 га. Общая площадь помещений - 86 627 м², из них 12 514 м² было введено в эксплуатацию в 2024 году, в том числе склад запасных частей площадью 3000 м². Компания ставит перед собой задачу довести этот показатель примерно до 150 000 м².

По словам Дениса Кривцова, генерального директор компании примерно такие площади нужны, чтобы наладить выпуск 100 прицепов в день (включая специальные прицепы для сельского хозяйства и горнодобывающей отрасли), а также расширить производство спецтехники, в том числе карьерных самосвалов. Сейчас идет строительство производственных и административных помещений площадью около 37 тыс. м², их сдача планируется в 2025-2026 годах.

На сегодняшний день численность персонала МЗ «Тонар» насчитывает 1784 сотрудника.