25 февраля 2025 года сотрудники Копрживницкого автомобильного завода (г. Копрживнице, Моравия, Чешская республика) во время торжественной церемонии попрощались с последним автомобилем Tatra 815-2 Terra, выпущенным компанией Tatra Trucks. Модель Terra поставляется клиентам с 2018 года, и она стала последней модернизацией серии Tatra Т 815, серийное производство которой началось в 1983 году. Последний выпущенный автомобиль с двухрядной 4-хдверной кабиной, восьмицилиндровым двигателем Tatra T3-928 и трансмиссией Tatra в конфигурации 6x6 будет эксплуатироваться пожарной командой одного из населенных пунктов Республики после установки соответствующего оборудования.
«Автомобили T 815 стали легендой, в рамках этого модельного ряда было создано много уникальных и знаменитых автомобилей, которые вошли в историю чешского автомобилестроения. Например, автомобили T 815 ассоциируются с зарождением бренда Tatra в автомобильных соревнованиях на дальние дистанции и его наибольшими успехами, эти автомобили также на протяжении многих лет составляли костяк чешской армии и служили и продолжают служить в большом количестве в пожарных, на строительных площадках, в промышленности и других отраслях. Они также связаны с первыми крупными экспортными заказами на новых рынках после 1989 года. Если сравнивать все модельные ряды Tatra, то автомобили T 815 были созданы для самых тяжелых условий работы. T 815 - это культовая серия, которая на протяжении многих лет была символом бренда Tatra», - сказал Радомир Смолка, член правления Tatra Trucks, ответственный за исследования и разработки, который принимал активное участие в ее разработке и модернизации с 1990-х годов.
Три культовых автомобиля этой серии провожали последнюю Tatra Terra, выезжавшую из ворот автозавода. Это были уникальные экспонаты, которые можно увидеть в Музее грузовых автомобилей в Копживнице. В частности, Dakar racing special Tatra 815 в кузове 6х6 «Шарп» II № 635 с экипажем Каханека, Калины и Гумулека, который в 1986 году в числе двух первых Татр стартовал на популярном ралли Париж-Дакар, затем знаменитая Tatra 815 GTC, которая в конце 80-х годов участвовала в кругосветной экспедиции Tatra, а также классический самосвал Tatra 815 S1, который массово выпускался в первые годы серийного производства этой модельной серии.
«Я хотел бы поблагодарить всех, кто на протяжении десятилетий вносил свой вклад в разработку и производство T 815, потому что они проделали действительно хорошую работу. Этот модельный ряд помог Tatra пережить самые критические с экономической и эксплуатационной точек зрения моменты после 1989 года. В течение многих лет Tatra производила и поставляла клиентам только автомобили этой серии, поскольку ее предполагаемые преемники оставались в прототипах и вообще не поступали в производство. В первом десятилетии нынешнего столетия к ней добавились новые модельные серии Force и T 810, но T 815 по-прежнему оставалась основой продаж Tatra. Только в последнее десятилетие начали постепенно перенимать ее эстафету семейства Phoenix и Force. Теперь они полностью взяли верх, и я надеюсь, что они продолжат сохранять доброе имя бренда Tatra, как и T 815», - сказал Даниэль Бекеш, экономический директор Tatra Trucks, - «Без преувеличения, мы можем сказать, что наследие и технические решения, использовавшиеся в серии Tatra 815 на протяжении десятилетий, теперь используются нынешними поколениями автомобилей Tatra, и что без этого Tatra Trucks не была бы тем, чем она является сегодня, то есть успешно развивающейся компанией, разрабатывающей и производящей современные грузовики, отвечающие современным строгим техническим стандартам, стандартам безопасности и передовыми технологиями».
*****
Компания Tatra выпустила в общей сложности 158 065 автомобилей серии Tatra 815 всех модификаций, в это число также входят опытные образцы, которые были созданы в 1977-1982 годах. На протяжении более четырех десятилетий Tatra 815 постоянно совершенствовались и появился ряд модернизаций, включая Tatra 815-2, Tatra 815-2 Armax, Tatra 815-6 Force, Tatra 815-2 TERRN°1, Tatra 163 Jamal и последняя модификацию Tatra 815-2 Terra...
Некоторые даты из архива:
*****
p.s. Видимо мы, хоть отчасти - причастные, еще долго будем помнить неубиваемую трубу хребтовой рамы и независимую подвеску на трудной дороге... И ту самую татровскую колею... Ведь как помните: «Если на грунтовке завелась хотя бы одна Татра - очень скорое другим на ней (на дороге) делать будет нечего». Впрочем чаще всего Татры отправляли работать туда, куда не посылали другие грузовики ибо... жалели. Не редко такая эксплуатация сопровождалась критикой: мол что-то чешская машина слабая - часто ломается... У специалистов технического сервиса «приятные» воспоминания остались даже от простой замены сцепления, не говоря уже о снятии раздатки... Но не следует забывать: сибирская нефть для нашей Родины стала доступна благодаря трем «Т». Одно из них «Татра» и, пожалуй, это именно Восемьсот Пятнадцатая...
«Автомобили T 815 стали легендой, в рамках этого модельного ряда было создано много уникальных и знаменитых автомобилей, которые вошли в историю чешского автомобилестроения. Например, автомобили T 815 ассоциируются с зарождением бренда Tatra в автомобильных соревнованиях на дальние дистанции и его наибольшими успехами, эти автомобили также на протяжении многих лет составляли костяк чешской армии и служили и продолжают служить в большом количестве в пожарных, на строительных площадках, в промышленности и других отраслях. Они также связаны с первыми крупными экспортными заказами на новых рынках после 1989 года. Если сравнивать все модельные ряды Tatra, то автомобили T 815 были созданы для самых тяжелых условий работы. T 815 - это культовая серия, которая на протяжении многих лет была символом бренда Tatra», - сказал Радомир Смолка, член правления Tatra Trucks, ответственный за исследования и разработки, который принимал активное участие в ее разработке и модернизации с 1990-х годов.
Три культовых автомобиля этой серии провожали последнюю Tatra Terra, выезжавшую из ворот автозавода. Это были уникальные экспонаты, которые можно увидеть в Музее грузовых автомобилей в Копживнице. В частности, Dakar racing special Tatra 815 в кузове 6х6 «Шарп» II № 635 с экипажем Каханека, Калины и Гумулека, который в 1986 году в числе двух первых Татр стартовал на популярном ралли Париж-Дакар, затем знаменитая Tatra 815 GTC, которая в конце 80-х годов участвовала в кругосветной экспедиции Tatra, а также классический самосвал Tatra 815 S1, который массово выпускался в первые годы серийного производства этой модельной серии.
«Я хотел бы поблагодарить всех, кто на протяжении десятилетий вносил свой вклад в разработку и производство T 815, потому что они проделали действительно хорошую работу. Этот модельный ряд помог Tatra пережить самые критические с экономической и эксплуатационной точек зрения моменты после 1989 года. В течение многих лет Tatra производила и поставляла клиентам только автомобили этой серии, поскольку ее предполагаемые преемники оставались в прототипах и вообще не поступали в производство. В первом десятилетии нынешнего столетия к ней добавились новые модельные серии Force и T 810, но T 815 по-прежнему оставалась основой продаж Tatra. Только в последнее десятилетие начали постепенно перенимать ее эстафету семейства Phoenix и Force. Теперь они полностью взяли верх, и я надеюсь, что они продолжат сохранять доброе имя бренда Tatra, как и T 815», - сказал Даниэль Бекеш, экономический директор Tatra Trucks, - «Без преувеличения, мы можем сказать, что наследие и технические решения, использовавшиеся в серии Tatra 815 на протяжении десятилетий, теперь используются нынешними поколениями автомобилей Tatra, и что без этого Tatra Trucks не была бы тем, чем она является сегодня, то есть успешно развивающейся компанией, разрабатывающей и производящей современные грузовики, отвечающие современным строгим техническим стандартам, стандартам безопасности и передовыми технологиями».
*****
Компания Tatra выпустила в общей сложности 158 065 автомобилей серии Tatra 815 всех модификаций, в это число также входят опытные образцы, которые были созданы в 1977-1982 годах. На протяжении более четырех десятилетий Tatra 815 постоянно совершенствовались и появился ряд модернизаций, включая Tatra 815-2, Tatra 815-2 Armax, Tatra 815-6 Force, Tatra 815-2 TERRN°1, Tatra 163 Jamal и последняя модификацию Tatra 815-2 Terra...
Некоторые даты из архива:
- 1970 год. Были созданы первые прототипы Tatra 815, первоначально гражданские версии разрабатывались под обозначением Tatra 157, военные - носили обозначение Tatra 815. Позже обозначение Tatra 815 было унифицировано как для гражданских, так и для военных модификаций.
- 1973 год. Был создан первый двигатель серии T3, который стал стандартом для автомобилей Tatra 815 в версиях V8, V10 и V12. Их современные варианты с электронным управлением также используются в последних поколениях автомобилей Tatra.
- 1978 год. Начались испытания опытных образцов в реальных условиях эксплуатации в Сибири.
- 1982 год. В сентябре того же года автомобили Tatra 815 впервые были официально представлены широкой публике на Международной выставке машиностроения в Брно.
- 1983 год. Серийное производство автомобилей Tatra 815 началось сразу после Нового года.
- 1986 год. На первый старт в легендарном ралли Париж-Дакар Татра отправила два гоночных болида.
- 1988 год.Первая победа на ралли Париж-Дакар, к триумфу пришел экипаж Лопрайса, Стачура, Мюка на автомобиле Tatra 815 VD 4x4.
- 1989 год. Началось производство модернизированной модели с обозначением Tatra 815-2, включающей улучшенные двигатели серии T3.
- 1996 год.Были созданы первые автомобили, обозначенные как Tatra 815-6 для иностранных заказчиков, которые были созданы на основе серии 815-2. Эти Татры отличались установкой двигателей жидкостного охлаждения западного производства и АКП Twin Disc. В 1999 году начала использоваться торговая марка Force. Например, они были доставлены в Объединенные Арабские Эмираты или Израиль.
- 1997 год. Производственная линия в Копрживнице после дальнейшей модернизации начала выпускать автомобили под новой торговой маркой Tatra 815-2 TERRN°1. Была введена новая функция в виде так называемой комбинированной подвески заднего моста (King Frame), которая является одним из поворотных моментов в развитии шасси Tatra с центральной опорной трубой и независимой подвеской.
- 1999 год. Компания Tatra начала поставлять клиентам автомобили Tatra 163 Jamal и Tatra 815-2 Armax. В первом случае это была гражданская модель с двигателем, установленным под капотом перед кабиной, которая в первую очередь предназначалась для строительной и горнодобывающей промышленности. Tatra 815-2 Armax был моделью для военного использования с двигателями Tatra.
- 2001 и 2004 годы. В те годы Tatra представила еще одну модификацию Tatra 815-2 TERRN°1.
- 2010 год. С конвейера начали сходить модернизированные автомобили Tatra 815-2 TERRN°1 со значительно обновленной кабиной. Важным техническим новшеством стала электронная система переключения передач Tatra-Norgren.
- 2016 год. Состоялся второй рестайлинг Tatra 815-2 TERRN°1. Для автомобилей появилась возможность установки осей с дисковыми тормозами и пневмоподвеской передней оси.
- 2018 год.Начало производства и поставки новейшей модели evolution под обозначением Tatra 815-2 Terra. Она получила ряд элементов, унифицированных с серией Tatra Force. Подавляющее большинство этих автомобилей было выполнено в противопожарном исполнении с четырехдверной кабиной.
- 2025 год. Окончание производства автомобилей серии Tatra 815.
*****
p.s. Видимо мы, хоть отчасти - причастные, еще долго будем помнить неубиваемую трубу хребтовой рамы и независимую подвеску на трудной дороге... И ту самую татровскую колею... Ведь как помните: «Если на грунтовке завелась хотя бы одна Татра - очень скорое другим на ней (на дороге) делать будет нечего». Впрочем чаще всего Татры отправляли работать туда, куда не посылали другие грузовики ибо... жалели. Не редко такая эксплуатация сопровождалась критикой: мол что-то чешская машина слабая - часто ломается... У специалистов технического сервиса «приятные» воспоминания остались даже от простой замены сцепления, не говоря уже о снятии раздатки... Но не следует забывать: сибирская нефть для нашей Родины стала доступна благодаря трем «Т». Одно из них «Татра» и, пожалуй, это именно Восемьсот Пятнадцатая...