Актуальная информация

SITRAK НА МЕТАНЕ

Новости комтранса
По данным компании «Синотрак Рус», российского представительства китайского машиностроительного концерна, парк грузовых автомобилей на альтернативном топливе в РФ насчитывает к настоящему времени около 350-400 тысяч ед. Согласно энергетической стратегии РФ, утвержденной в апреле 2025 года, объёмы потребления метана в качестве моторного топлива по итогам 2023 года составили 2,19 млрд куб. метров. В 2030-м эта цифра увеличится до 6,7-9 млрд куб. метров и до 21,3-29,3 млрд куб. метров в 2050-м.

Таким образом, российский рынок грузовиков на альтернативном топливе демонстрирует устойчивый рост и значительный потенциал расширения. Ключевыми стимулами к этому являются: создание к началу 2020-х гг. значительной сети газовых автозаправочных станций (АГНКС) и поддержка со стороны государства (субсидии на приобретение нового оборудования и переоборудование существующих машин, льготное налогообложение, финансирование строительства АГНКС).

Вместе с тем имеются и сдерживающие факторы, среди которых недостаточная доступность специализированных сервисных центров по обслуживанию таких ТС и высокая начальная стоимость переоборудования автомобилей на газовую систему питания. Так, автомобили на компримированном природном газе (КПГ) и сжиженном природном газе (СПГ) на 2-3 млн руб. дороже, чем машины на традиционном топливе.

Однако проведенные «Синотрак Рус» тесты показали, что технология КПГ позволяет экономить 14,13 руб./км, а СПГ – 12,59 руб./км. Таким образом, при пробеге 180 тыс. км/год экономия составит 2,55 млн руб./год на КПГ и 2,27 млн руб./год на СПГ.

«SINOTRUK является одним из пионеров создания коммерческого автотранспорта, работающего на СПГ и КПГ, и высоко оценивает перспективы дальнейшего развития этих технологий для повышения эффективности грузоперевозок. Строя долгосрочные планы присутствия на российском рынке в качестве их поставщика, компания «Синотрак Рус» развивает сеть послепродажного обслуживания автомобилей на альтернативном топливе в регионах, а также обеспечивает трансфер решений, позволяющих в короткие сроки окупить первоначальные вложения за счет снижения потребления топлива и высокой эксплуатационной готовности ТС. В совокупности эти шаги обеспечивают поддержку клиентов на всем жизненном цикле ТС, чтобы переход на альтернативное топливо был комфортным и владение таким парком приносило ожидаемую выгоду», – прокомментировал ситуацию генеральный директор «Синотрак Рус» Юань Сяодун.

Центром технологий SINOTRUK для автомобилей, работающих на газе, является двигатель МТ13, разработанный на базе дизельного МС13 и адаптированный для работы на метане. В отличие от дизельного варианта в нем применены не алюминиевые, а стальные поршни, что повышает их жаростойкость и износостойкость при работе на газе, а также изменена конструкция камеры сгорания для оптимизации процесса горения метана. Клапаны и седла клапанов газораспределительного механизма выполнены из жаростойких сплавов, так как при работе на газе тепловые нагрузки выше, чем у дизеля. Поскольку природный газ не воспламеняется от сжатия, в двигателе используется искровая система зажигания. Для максимального КПД и снижения выбросов оптимизировано управление впрыском газа и зажиганием.

Отдельной частью работ по развитию технологий СПГ и КПГ является образовательная деятельность по подготовке сервисных специалистов. В 2024 году в тренинг центрах компании обучение, в том числе по обслуживанию ТС на альтернативном топливе, прошло порядка 1550 человек в рамках 200 тренингов. С появлением новых продуктов в портфеле компании в этом направлении число тренингов увеличится до 220 в 2025 году.

В российском представительстве концерна отмечают, что использование автомобилей на альтернативном топливе в коммерческих грузоперевозках становится особенно выгодным для ряда регионов, типов транспортных средств и конкретных направлений перевозок. Так, наиболее выгодными регионами для внедрения транспорта на альтернативном топливе являются территории с развитой сетью АГНКС и доступностью газового ресурса, в том числе Центральная Россия, южные регионы, Поволжье, Урал. Достаточное количество здесь газовых заправок позволяет минимизировать простой автомобиля в пути и оптимизировать маршруты доставки товаров. Дополнительным фактором привлекательности служит наличие собственной добычи природного газа и развитых газораспределительных сетей.

Чаще всего автомобили на альтернативном топливе используют крупные компании, осуществляющие регулярные перевозки на средние и дальние расстояния. Основными типами ТС, которым целесообразно переходить на альтернативное топливо, являются грузовики грузоподъемностью до 15 тонн, магистральные седельные тягачи, а также междугородные автобусы. Эти категории транспорта характеризуются высокими расходами на традиционное топливо (бензин, дизель), поэтому экономия при переходе на природный газ существенно влияет на рентабельность бизнеса.