По данным компании «Синотрак Рус», российского представительства китайского машиностроительного концерна, парк грузовых автомобилей на альтернативном топливе в РФ насчитывает к настоящему времени около 350-400 тысяч ед. Согласно энергетической стратегии РФ, утвержденной в апреле 2025 года, объёмы потребления метана в качестве моторного топлива по итогам 2023 года составили 2,19 млрд куб. метров. В 2030-м эта цифра увеличится до 6,7-9 млрд куб. метров и до 21,3-29,3 млрд куб. метров в 2050-м.
Таким образом, российский рынок грузовиков на альтернативном топливе демонстрирует устойчивый рост и значительный потенциал расширения. Ключевыми стимулами к этому являются: создание к началу 2020-х гг. значительной сети газовых автозаправочных станций (АГНКС) и поддержка со стороны государства (субсидии на приобретение нового оборудования и переоборудование существующих машин, льготное налогообложение, финансирование строительства АГНКС).
Вместе с тем имеются и сдерживающие факторы, среди которых недостаточная доступность специализированных сервисных центров по обслуживанию таких ТС и высокая начальная стоимость переоборудования автомобилей на газовую систему питания. Так, автомобили на компримированном природном газе (КПГ) и сжиженном природном газе (СПГ) на 2-3 млн руб. дороже, чем машины на традиционном топливе.
Однако проведенные «Синотрак Рус» тесты показали, что технология КПГ позволяет экономить 14,13 руб./км, а СПГ – 12,59 руб./км. Таким образом, при пробеге 180 тыс. км/год экономия составит 2,55 млн руб./год на КПГ и 2,27 млн руб./год на СПГ.
«SINOTRUK является одним из пионеров создания коммерческого автотранспорта, работающего на СПГ и КПГ, и высоко оценивает перспективы дальнейшего развития этих технологий для повышения эффективности грузоперевозок. Строя долгосрочные планы присутствия на российском рынке в качестве их поставщика, компания «Синотрак Рус» развивает сеть послепродажного обслуживания автомобилей на альтернативном топливе в регионах, а также обеспечивает трансфер решений, позволяющих в короткие сроки окупить первоначальные вложения за счет снижения потребления топлива и высокой эксплуатационной готовности ТС. В совокупности эти шаги обеспечивают поддержку клиентов на всем жизненном цикле ТС, чтобы переход на альтернативное топливо был комфортным и владение таким парком приносило ожидаемую выгоду», – прокомментировал ситуацию генеральный директор «Синотрак Рус» Юань Сяодун.
Центром технологий SINOTRUK для автомобилей, работающих на газе, является двигатель МТ13, разработанный на базе дизельного МС13 и адаптированный для работы на метане. В отличие от дизельного варианта в нем применены не алюминиевые, а стальные поршни, что повышает их жаростойкость и износостойкость при работе на газе, а также изменена конструкция камеры сгорания для оптимизации процесса горения метана. Клапаны и седла клапанов газораспределительного механизма выполнены из жаростойких сплавов, так как при работе на газе тепловые нагрузки выше, чем у дизеля. Поскольку природный газ не воспламеняется от сжатия, в двигателе используется искровая система зажигания. Для максимального КПД и снижения выбросов оптимизировано управление впрыском газа и зажиганием.
Отдельной частью работ по развитию технологий СПГ и КПГ является образовательная деятельность по подготовке сервисных специалистов. В 2024 году в тренинг центрах компании обучение, в том числе по обслуживанию ТС на альтернативном топливе, прошло порядка 1550 человек в рамках 200 тренингов. С появлением новых продуктов в портфеле компании в этом направлении число тренингов увеличится до 220 в 2025 году.
В российском представительстве концерна отмечают, что использование автомобилей на альтернативном топливе в коммерческих грузоперевозках становится особенно выгодным для ряда регионов, типов транспортных средств и конкретных направлений перевозок. Так, наиболее выгодными регионами для внедрения транспорта на альтернативном топливе являются территории с развитой сетью АГНКС и доступностью газового ресурса, в том числе Центральная Россия, южные регионы, Поволжье, Урал. Достаточное количество здесь газовых заправок позволяет минимизировать простой автомобиля в пути и оптимизировать маршруты доставки товаров. Дополнительным фактором привлекательности служит наличие собственной добычи природного газа и развитых газораспределительных сетей.
Чаще всего автомобили на альтернативном топливе используют крупные компании, осуществляющие регулярные перевозки на средние и дальние расстояния. Основными типами ТС, которым целесообразно переходить на альтернативное топливо, являются грузовики грузоподъемностью до 15 тонн, магистральные седельные тягачи, а также междугородные автобусы. Эти категории транспорта характеризуются высокими расходами на традиционное топливо (бензин, дизель), поэтому экономия при переходе на природный газ существенно влияет на рентабельность бизнеса.
Таким образом, российский рынок грузовиков на альтернативном топливе демонстрирует устойчивый рост и значительный потенциал расширения. Ключевыми стимулами к этому являются: создание к началу 2020-х гг. значительной сети газовых автозаправочных станций (АГНКС) и поддержка со стороны государства (субсидии на приобретение нового оборудования и переоборудование существующих машин, льготное налогообложение, финансирование строительства АГНКС).
Вместе с тем имеются и сдерживающие факторы, среди которых недостаточная доступность специализированных сервисных центров по обслуживанию таких ТС и высокая начальная стоимость переоборудования автомобилей на газовую систему питания. Так, автомобили на компримированном природном газе (КПГ) и сжиженном природном газе (СПГ) на 2-3 млн руб. дороже, чем машины на традиционном топливе.
Однако проведенные «Синотрак Рус» тесты показали, что технология КПГ позволяет экономить 14,13 руб./км, а СПГ – 12,59 руб./км. Таким образом, при пробеге 180 тыс. км/год экономия составит 2,55 млн руб./год на КПГ и 2,27 млн руб./год на СПГ.
«SINOTRUK является одним из пионеров создания коммерческого автотранспорта, работающего на СПГ и КПГ, и высоко оценивает перспективы дальнейшего развития этих технологий для повышения эффективности грузоперевозок. Строя долгосрочные планы присутствия на российском рынке в качестве их поставщика, компания «Синотрак Рус» развивает сеть послепродажного обслуживания автомобилей на альтернативном топливе в регионах, а также обеспечивает трансфер решений, позволяющих в короткие сроки окупить первоначальные вложения за счет снижения потребления топлива и высокой эксплуатационной готовности ТС. В совокупности эти шаги обеспечивают поддержку клиентов на всем жизненном цикле ТС, чтобы переход на альтернативное топливо был комфортным и владение таким парком приносило ожидаемую выгоду», – прокомментировал ситуацию генеральный директор «Синотрак Рус» Юань Сяодун.
Центром технологий SINOTRUK для автомобилей, работающих на газе, является двигатель МТ13, разработанный на базе дизельного МС13 и адаптированный для работы на метане. В отличие от дизельного варианта в нем применены не алюминиевые, а стальные поршни, что повышает их жаростойкость и износостойкость при работе на газе, а также изменена конструкция камеры сгорания для оптимизации процесса горения метана. Клапаны и седла клапанов газораспределительного механизма выполнены из жаростойких сплавов, так как при работе на газе тепловые нагрузки выше, чем у дизеля. Поскольку природный газ не воспламеняется от сжатия, в двигателе используется искровая система зажигания. Для максимального КПД и снижения выбросов оптимизировано управление впрыском газа и зажиганием.
Отдельной частью работ по развитию технологий СПГ и КПГ является образовательная деятельность по подготовке сервисных специалистов. В 2024 году в тренинг центрах компании обучение, в том числе по обслуживанию ТС на альтернативном топливе, прошло порядка 1550 человек в рамках 200 тренингов. С появлением новых продуктов в портфеле компании в этом направлении число тренингов увеличится до 220 в 2025 году.
В российском представительстве концерна отмечают, что использование автомобилей на альтернативном топливе в коммерческих грузоперевозках становится особенно выгодным для ряда регионов, типов транспортных средств и конкретных направлений перевозок. Так, наиболее выгодными регионами для внедрения транспорта на альтернативном топливе являются территории с развитой сетью АГНКС и доступностью газового ресурса, в том числе Центральная Россия, южные регионы, Поволжье, Урал. Достаточное количество здесь газовых заправок позволяет минимизировать простой автомобиля в пути и оптимизировать маршруты доставки товаров. Дополнительным фактором привлекательности служит наличие собственной добычи природного газа и развитых газораспределительных сетей.
Чаще всего автомобили на альтернативном топливе используют крупные компании, осуществляющие регулярные перевозки на средние и дальние расстояния. Основными типами ТС, которым целесообразно переходить на альтернативное топливо, являются грузовики грузоподъемностью до 15 тонн, магистральные седельные тягачи, а также междугородные автобусы. Эти категории транспорта характеризуются высокими расходами на традиционное топливо (бензин, дизель), поэтому экономия при переходе на природный газ существенно влияет на рентабельность бизнеса.