Актуальная информация

РЫНОК ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ

Аналитика
По данным «Автостат Инфо», рынок новых легких коммерческих автомобилей (LCV) в сентябре 2025 года снизился на 16% год к году - с 8 689 до 7 327 ед., но прибавил 12% к августу (6 564 ед.), зафиксировав небольшой месячный отскок после слабого лета. Итоги трех кварталов остаются существенно хуже прошлогодних: за январь-сентябрь продано 58 487 LCV, что на 20% меньше, чем годом ранее (73 508 ед.).

Структура рынка в сентябре практически целиком держалась на ГАЗе: 3 793 ед. обеспечили бренду около 51,8% всех регистраций, при этом это на 20% меньше, чем в сентябре 2024-го.
Lada резко нарастила присутствие до 1 342 ед. (+40% г/г) и доли порядка 18,3%. УАЗ просел до 716 ед. (−46%; около 9,8% рынка), Sollers до 669 ед. (−21%; ~9,1%).
Среди «новичков роста» выделились Foton - 203 ед. (+199%) и Mercedes - 197 ед. (+56%). Dongfeng, напротив, потерял две трети объема - 97 ед. (−61%); Ford вырос до 85 ед. (+20%), КамАЗ - 57 ед. (-34%), Fiat - 37 ед. (+3%).
В совокупности топ-10 марок сформировали свыше 98% сентябрьского рынка, что подчеркивает высокую концентрацию спроса.

Помесячная хроника по моделям подтверждает баланс между точками роста и падения.
ГАЗель NEXT удержала лидерство, но сократилась на 29% до 2 135 ед.; Lada Largus почти удвоилась до 954 ед. (+89%), ГАЗ-3302 снизился до 577 ед. (−4%), Sollers Atlant - до 543 ед. (−21%), ВИС-2349 - до 350 ед. (−16%).
В нишах прибавили GAZ Соболь NN - 237 ед. (+34%) и Foton Toano - 201 ед. (+196%), тогда как УАЗ Профи снизился до 193 ед. (−47%) и УАЗ-3909 - до 322 ед. (−38%).
В разрезе трех кварталов доминирование ГАЗа остается безусловным: 27 904 ед. (−32%) обеспечили около 47,7% рынка; Lada поднялась до 11 271 ед. (+111%; ~19,3%), УАЗ сократился до 8 121 ед. (−38%; ~13,9%), Sollers - до 5 134 ед. (−30%; ~8,8%).
В «длинной» динамике выделяются Mercedes - 1 386 ед. (+44%; ~2,4%) и Foton - 1 249 ед. (+135%; ~2,1%), тогда как Dongfeng упал до 746 ед. (−55%; ~1,3%); доли Ford и Fiat остаются малыми - порядка 0,9% и 0,5% соответственно.

Ретроспектива летне-осеннего периода показывает, что минимумы года пришлись на июнь-июль (около 5,5-7,2 тыс. ед.), август дал 6 564 ед., а сентябрьский результат 7 327 ед. - это умеренное восстановление к текущему «плато» спроса, но до прошлогодних значений рынку LCV далеко.
Баланс факторов не в пользу рынка: корпоративные бюджеты осторожнее, часть закупок была сдвинута на начало года, а ограниченное предложение отдельных комплектаций продолжает сдерживать сделки.
Одновременно точечный рост у Foton и Mercedes отражает нишевый спрос на специальную технику и флот-закупки, тогда как успех Largus - это отчасти признак перетока части легких задач из легковых универсалов в LCV-формат.