Совсем недавно на нашем сайте мы опубликовали новость о лайнере MAN Lion's Coach E - первом, готовом к серийному выпуску, туристическом (междугородном) электробусе. Сегодня остановимся на альтернативном решении - машине такого же класса, но уже на водородных топливных элементах.
В тестовом круговом рейсе (загрузка балластом до полной массы) между испанским городком Ормайстеги (Ormaiztegi, Gipuzkoa, Spain), где расположен завод Irizar и французским Бриансоном (Briançon, French Alps) лайнер Irizar i6S Efficient Hydrogen преодолел 2500 км. По пути следования он проехал через различные города в Пиренеях и регионе Прованс, прежде чем прибыть во Французские Альпы, по пути следования он успешно преодолел перевалы, самый высокий из которых имел высоту более 1400 метров. По официальной информации, благодаря этой тестовой поездке был побит рекорд по преодолению самой длинной дистанции, когда-либо пройденной водородным автобусом в Европе!
Из технических характеристик: колесная формула 4х2, тяговый мотор-генератор 380 кВт (510 л.с.), запас хода на одной заправке до 900 км, время заправки 20 минут. Уточним: водородный Irizar i6S, впервые представленный на международной выставке Busworld в 2023 году, является первым европейским автобусом класса H2 с нулевым уровнем выбросов. О серийном производстве пока информации нет. Одна из проблем: в ЕС пока всего 200 водородных заправок...
Для сравнения напомним: MAN Lion's Coach E имеет запас хода до 650 км, время зарядки накопителей 30 минут. Однако благодаря мегаваттной технологии зарядки (Megawatt Charging System, MCS, мощностью от 750 кВт), что находится в стадии внедрения, оно может быть сокращено до 15 минут.
Разумеется, проблемой MAN Lion's Coach E является очень большой вес тяговых накопителей - не менее 2,5 тонн, а также традиционные для твердотельных накопителей проблемы с эксплуатацией в холодное время года и их финальной утилизацией, но и с водородом, увы, не все просто... По пунктам: ■ электроэнергия необходима для получения водорода, чтобы потом, уже на транспортном средстве, из него получить электроэнергию... Мировой опыт, равно и исследования ведущих специалистов и ученых Европы и США, показывают, что по всему технологическому циклу «от источника до колеса» в этом случае суммарные потери могут достигать 70%, хотя при обычном электроприводе они едва превышают 30%. ■ существуют несколько технологий производства водорода, но, увы, только «зеленый» - произведенный с помощью энергии из возобновляемых источников методом электролиза воды, является на самом деле чистым. Остальные либо сопровождаются выбросами углекислого газа, либо образованием ядерных отходов (при использовании энергии АЭС). К сожалению, себестоимость производства «зеленого» водорода в 3-4 и более раза выше, чем альтернатив. Например, потому что возобновляемые источники (солнечные батареи или ветрогенераторы) отличаются цикличностью работы, а значит - требуется создание достаточно серьезной инфраструктуры для хранения либо энергии, либо самого газа. ■ водородные транспортные средства могут использовать либо сжатый, либо сжиженный водород. В первом случае давление в баллоне может достигать 700 бар (700 атмосфер), во втором - температура в криобаке должна быть не выше −245 °С. Логистическую цепочку и заправочную станцию представили? И здесь ведь опять затраты электроэнергии! ■ водород в смеси с воздухом образует гремучий газ - взрывоопасную смесь. Её пределы «взрываемости» от 4 до 75 объемных %. Для сравнения: для метана - от 4,4 до 17 об.%...
***** Подводя итог можно констатировать, что особых конкурентных преимуществ при использовании водорода в качестве топлива для туристических (междугородных) автобусов, особенно с учетом общих тенденций развития твердотельных накопителей для электротранспорта, в очередной раз выявить не удалось...К месту напомним еще одну публикацию на нашем сайте: «Гибридный Youtong и лишний повод поговорить о достоинствах ГСУ». В ней обратите особое внимание на таблицу «Суперконденсаторы (ионисторы) или Li-Ion аккумуляторы» (именно первые использует на своих автобусах китайский производитель). Оцените цифры, выделенные красным, и согласитесь это еще один аргумент против водородных технологий...